Для отечественных производителей лекарств и медицинских изделий прошлый год оказался не менее сложным, чем для остальных, несмотря на то, что отрасль не попала под санкции. Лучше других справляются самые дальновидные компании, которые начали налаживать связи с поставщиками на Востоке еще во времена первых санкций и укрепили их в период пандемии. Впрочем, главная задача сейчас – наладить производство и удовлетворить потребности рынка своими силами.
Чем вызван риск дефицита
В мае прошлого года Минздрав создал межведомственную комиссию, которая призвана предотвращать возникновение дефицита лекарственных препаратов. В частности, выдавать разрешение на временное обращение лекарств в иностранной упаковке или разрешать ввоз в Россию незарегистрированных препаратов. Это произошло после того, как в марте–апреле вырос спрос на 95% лекарств: люди в панике закупали их впрок.
В январе 2023 года комиссия внесла в Госреестр лекарственных средств почти 97 препаратов, в отношении которых имеются риски возникновения дефицита. Среди них анальгин, аспирин, йод, ибупрофен, преднизолон, ряд антибиотиков и даже активированный уголь. Включение препаратов в список означает, что для каждого принимаются особые меры по обеспечению их доступности.
О возможных перебоях с лекарствами из-за логистических проблем и высокого спроса предупреждал россиян Росздравнадзор. На дефицит препаратов жалуются и медики.
Основные проблемы, с которыми столкнулись предприятия фармацевтической отрасли в прошлом году, – это импорт субстанций и прочих полуфабрикатов и комплектующих, а также сложности расчетов с поставщиками и клиентами, рассказала заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина. Опросы, проведенные исследователями центра, показали, что такие проблемы затронули каждое третье предприятие в отрасли. Около половины фармкомпаний сменили поставщиков на новых, но также иностранных. Смещения в сторону отечественных поставщиков не наблюдается: таких смогли найти лишь 18% предприятий. Санкции показали необходимость принятия срочных мер, обеспечивающих стабильность работы предприятий фармацевтической и медицинской промышленности и снижение их зависимости от внешних факторов.
B 2022 году в Россию было ввезено 20,8 тыс. тонн активных фармацевтических ингредиентов для производства лекарственных препаратов на сумму 191,6 млрд рублей, более тысячи наименований реактивов для производства наборов для диагностики in vitro, тысячи тонн медицинских полимеров для производства медизделий. Одномоментно решить проблему замещения импорта таких товаров нельзя: в России нет достаточной базы для их производства.
Достижение поставленных задач невозможно без развития продукции ряда смежных отраслей промышленности, отмечают в РСПП. Прежде всего речь идет о производстве малотоннажной химии, медицинских полимеров и специальных сталей. В связи с этим приоритетными направлениями развития фармацевтической и медицинской промышленности нужно считать развитие научных, технологических, производственных и профессиональных компетенций в области разработки и производства как самих лекарственных средств и медицинских изделий, так и сырья, материалов, субстанций, ингредиентов и комплектующих, используемых в технологиях их производства.
Ряд мер для этого уже предпринят. Так, при поддержке государства реализуется шесть проектов о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по современным технологиям в рамках реализации инновационных проектов. В вузах, НИИ и лабораториях имеются возможности для налаживания синтеза и производства специальной малотоннажной химии, но для заинтересованности производителей нужны коммерческие отношения с заказчиком. В этом могли бы помочь «сквозные проекты», направленные на проведение НИОКР по созданию целевой мало- и среднетоннажной химической продукции и ее производство с гарантированным объемом потребления организациями – «якорными» заказчиками.
Например, в рамках национального проекта «Наука и университеты» в 2022 году коллективом молодых ученых РХТУ им. Д.И. Менделеева было получено финансирование на создание лаборатории «Новая медицина». Проектом предусмотрено непосредственное участие индустриального партнера, в том числе в форме передачи оборудования или субстанции для выполнения запланированных работ с последующим промышленным внедрением результатов исследования.
РСПП отмечает, что важную проблему подготовки кадров и развития компетенций для фармацевтической и медицинской промышленности может решить создание опытных производств на базе лабораторий научно-образовательных центров полного цикла, НИИ и вузов.
При этом вопрос ценообразования на сырье, химические вещества и полимеры, применяемые в производстве лекарственных средств и медизделий, требует отдельного внимания. Цены на многие виды медицинской продукции регулируются, в то время как стоимость химической продукции, освоенной отечественной промышленностью, нередко значительно превышает зарубежные аналоги. Нужны механизмы, которые позволяли бы предприятиям фармацевтической и медицинской промышленности закупать малотоннажную химию по конкурентной цене. Разработка такого механизма позволила бы, с одной стороны, поддержать производителей, а с другой – исключить риски повышения цен на лекарства и медизделия при переходе производителей на отечественное сырье.
Также в РСПП полагают, что в качестве мер государственной поддержки отечественных производителей целесообразно было бы предоставлять регулятору временное право формировать директивные задания, обеспечивающие выпуск особо важных материалов для предприятий фармацевтической и медицинской индустрии независимо от их форм собственности.