Первый день процесса по обвинению экс-координаторки бывшего уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой показал, по мнению защиты активистки, что суд намерен вести дело "в сумасшедшем темпе". За один день были отклонены практически все ходатайства обвиняемой и ее адвокатов; на зачитывание громадного обвинительного заключения прокурору понадобилось всего около пятнадцати минут. Вдобавок суд без видимых причин ужесточил меру пресечения второму обвиняемому на процессе, Рустему Мулюкову, переведя его под домашний арест.
Рассмотрение дела Лилии Чанышевой по существу 15 марта началось с того, что обвиняемая и ее защита повторно заявили ходатайства об открытии процесса для публики и прессы, об изменении меры пресечения на не связанную с лишением свободы, о предоставлении дополнительного времени для ознакомления с материалами дела и вещественными доказательствами, а также о предоставлении возможности свиданий и телефонных разговоров с родными.
На предварительном заседании 1 марта судья Азамат Бикчурин отклонил все аналогичные ходатайства, объявил процесс закрытым и продлил активистке срок пребывания под стражей до 14 августа 2023 года. Закрывая процесс, суд сослался на письмо начальника Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) при МВД по Башкортостану Тимура Назырова, в котором утверждалось, что "в настоящее время имеются сведения о том, что ряд участников штаба находятся за пределами РФ, откуда планируют освещать на подконтрольных интернет-ресурсах предстоящий судебный процесс в негативном свете, с размещением различных призывов в т.ч. экстремистского характера в отношении свидетеля, гособвинителя и суда, а также с призывами организовать массовые публичные акции в здании суда с целью оказать давление на судью и участников процесса".
Защита в своих ходатайствах, в частности, заявила, что утверждения начальника ЦПЭ "не были проверены судом на достоверность, а также на допустимость в качестве доказательства по делу". "Суд даже не исследовал, из какого источника были получены такие сведения", — указывали адвокаты. Относительно продления срока содержания Чанышевой под стражей защита заявила, что предварительное расследование по делу давно закончено, и активистка "никак не может ему воспрепятствовать".
Все ходатайства Лилии Чанышевой и ее защиты были отклонены, за исключением того, что судья разрешил-таки активистке звонить по телефону близким родственникам. Относительно свиданий с родными суд оставил вопрос открытым, предложив обращаться с такими просьбами к близким родственникам.
Адвокат Чанышевой Сергей Макаренко рассказал "Idel.Реалии", что на зачитывание обвинительного заключения прокурору понадобилось "всего около четверти часа, хотя оно составляет более 1 300 страниц". После этого Макаренко и адвокат Рамиль Гизатуллин заявили отвод судье Азамату Бикчурину.
— Мы указали, что судья еще на предварительном заседании фактически предрешил вынесение обвинительного приговора Чанышевой, когда в ответ на наше ходатайство о предоставлении свиданий с родными заявил, что "осужденная получит такую возможность после приговора". Его же решение о проведении процесса в закрытом режиме, которое основано лишь на письме начальника ЦПЭ, свидетельствует, что судья безмерно и безусловно доверяет этому силовику и его письму, несмотря на давнюю негативную репутацию российских правоохранительных органов. Наконец, отказав Чанышевой в предоставлении дополнительного времени для ознакомления с материалами дела и вещественными доказательствами, судья нарушил ее право на защиту. Из всего этого очевидно следует, что судья Бикчурин прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела, — сказал Макаренко.
Отвод судье был ожидаемо отклонен.
Второй отвод судье Бикчурину был заявлен участвовавшим в заседании по видеоконференцсвязи челябинским адвокатом активистки Андреем Лепехиным. Защитник заявил, что, согласно фабуле обвинения, деятельность "экстремистского сообщества", которым "руководила Чанышева", была "направлена против представителей действующей власти, к числу которых обвинением прямо отнесены и указаны судьи". Отсюда, по мнению адвоката, следует, что "судья Бикчурин заинтересован наказать [мою подзащитную] за действия против судейского сообщества, к которому он относится". Защитник констатировал, что "судья уже встал на сторону обвинения", что, по мнению адвоката, "свидетельствует о явном отсутствии беспристрастности, нарушении принципа состязательности сторон и заинтересованности судьи в исходе данного дела".
Отвод также был отклонен.
На этом же заседании суд по требованию прокурора ужесточил меру пресечения второму обвиняемому на процессе — активисту Рустему Мулюкову, переведя его под домашний арест. Ранее Мулюков находился под запретом определенных действий. Гособвинение поставило активисту в вину то, что он 14 марта не явился в судебное заседание, поскольку был вынужден проходить процедуру гемодиализа (Рустем Мулюков является инвалидом I группы ввиду болезни почек, — "Idel.Реалии"). Из-за этого судебное заседание было перенесено с 14 на 15 марта.
— Лечение у меня, так сказать, пожизненное, и именно 14 марта мне был назначен очередной сеанс гемодиализа, который мне никак нельзя было пропустить. Такой сеанс проходит в течение пяти-шести часов, поэтому на суд я не поехал. Разумеется, суд я предупредил и лично, и через адвоката. Суд также получил соответствующее подтверждение от лечебного учреждения, сделав туда запрос. Но тем не менее судья не посчитался со всем этим и назначил мне домашний арест. Более того, он не посчитался и с тем, что мне по состоянию здоровья нужно посещать и другие медицинские учреждения. Также я ведь продолжаю работать юристом, хожу в суды по гражданским, по административным делам. Но всё это теперь мне запрещено, — рассказал Рустем Мулюков.
Активист добавил, что после этого решения суда он покинул заседание.
Судебное заседание закончилось поздно вечером. Как сообщил адвокат Сергей Макаренко, незадолго до конца он также был вынужден покинуть заседание по состоянию здоровья. После этого суд успел приступить к допросу свидетелей обвинения, которых было заявлено следствием около 100 человек.
— Судья настроен на то, чтобы проводить заседания каждый день, от начала до упора. Он погнал процесс в сумасшедшем темпе, — резюмировал Сергей Макаренко.
Следующее судебное заседание назначено на утро 16 марта.
Лилия Чанышева была арестована Кировским райсудом Уфы 10 ноября 2021 года и затем этапирована в московское СИЗО-6, где она во время предварительного следствия провела 453 дня.
В декабре 2021 года Правозащитный центр "Мемориал" признал Лилию Чанышеву политзаключенной.
В январе 2022 года Европейский Союз призвал немедленно освободить активистку.
В конце февраля 2023 года активистку этапировали в Уфу на судебный процесс.
Дело по обвинению Лилии Чанышевой в "создании и руководстве экстремистским сообществом" расследовалось главным следственным управлением Следственного комитета России (ГСУ СКР) под руководством следователя по особо важным делам Романа Видюкова. В качестве главных фигурантов в деле, наряду с Чанышевой, фигурировали Алексей Навальный, Леонид Волков, Иван Жданов, Любовь Соболь и другие соратники оппозиционера. Позднее дело Чанышевой было выделено в отдельное производство.
В окончательной версии обвинения Лилии Чанышевой в сентябре 2022 года были инкриминированы ч. 3 ст. 282.1 УК РФ (Организация экстремистского сообщества с использованием служебного положения), ч. 1 ст. 280 УК РФ (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и ч. 3 ст. 239 УК РФ (Пропаганда деяний некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан).
Своей вины Лилия Чанышева не признает.
"Idel.Реалии" подробно анализировали обвинительное заключение по делу Лилии Чанышевой.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.