16 марта 80-летие отмечает Ольга Гобзева, которую в советские годы многие знали как талантливую популярную актрису. Нынешним поколениям ее имя, скорее всего, ничего не скажет — последний художественный фильм с участием Гобзевой вышел в 1992-м. Вскоре она исчезла из поля зрения коллег и журналистов, и довольно долго о ней ничего не было слышно.
Позже стало известно: именно тогда, 30 лет назад, актриса Ольга Гобзева перестала существовать, а вместо нее на свет явилась инокиня Ольга. Aif.ru вспоминает самые значимые события в ее жизни.
«А ты где монашку-то взял?»
Ольга родилась в многодетной православной семье, где мама занималась домом и пятью рябятишками, а отец работал шофером в гараже партийного руководства. Родители происходили из крестьян. Жили скромно. У мамы в роду были две монахини, у отца — церковный староста. Сам Фрол Акимович подолгу стоял на коленях перед домашним иконостасом и клал поклоны.
В пять лет Оля тяжело заболела воспалением легких, была в шаге от смерти. Но отец вымолил ее.
Школьницей она занималась в кружке художественного слова при доме пионеров, все говорили ей: «Артисткой будешь!» А когда на конкурсе она заняла с рассказом Чехова «Событие» первое место, Ольга Книппер-Чехова поцеловала талантливую тезку в макушку. И девочка, кажется, сама поверила в свое яркое будущее.
Со второй попытки Гобзева поступила во ВГИК, в мастерскую Бориса Бабочкина. Однокашники почему-то называли ее странной. Однако уже на первом курсе Ольга начала сниматься в кино. Ее дебютную роль в картине «Эй, кто-нибудь!» высоко оценил Михаил Ромм. А после второй картины — «Мне двадцать лет» (в оригинале: «Застава Ильича») Марлена Хуциева — студентка проснулась знаменитой.
Партнерами Гобзевой в фильмах были Владимир Ивашов, Олег Даль, Юрий Богатырев, Зиновий Гердт, Игорь Ясулович, Никита Михалков. Главными ролями актриса избалована не была, но снялась в четырех десятках картин, в том числе у Сергея Колосова, Элема Климова, Ларисы Шепитько, Петра Тодоровского. Занималась она и менее творческой работой — дубляжом, озвучиванием.
Последний ее фильм назывался «Господи, прости нас грешных... » (по мотивам повести Чехова «В овраге»). Гобзева играла монахиню. И однажды режиссера кто-то спросил: «А ты где монашку-то взял?» Настолько правдива оказалась Ольга в этой роли.
«Жизнь интереснее любой роли»
Однажды во время съемок она зашла в Лавру, а какой-то монах, узнав ее, воскликнул: «О, а я тебя в кино видел!» Она смутилась. А он улыбнулся, угостил ее вкусным помидором и добавил: «Матушкой будешь».
Воцерковляться Гобзева начала еще в 1970-е, встретив в храме своего будущего духовника — отца Георгия Бреева. «Он венчал нас с мужем, помогал в трудные времена, когда болела мама, когда парализовало отца», — вспоминала актриса.
Стать по-настоящему верующей ей помогла беременность. «Я поняла, что без стремления к Богу материнство просто немыслимо, — рассказывала Гобзева. — Помню, как читала Евангелие в больнице, когда ждала ребенка... Каждая буква, каждое слово врезалось в меня... Как актрису меня могут помнить, а потом могут быстро забыть. А вот какой я была матерью, мой сын никогда не забудет. И я перед ним и перед Богом буду в ответе».
Сын Святослав родился у Ольги Фроловны во втором браке с Валерием Мартыновым. Как и первый муж Ираклий Хизанишвили (в 1992-м эмигрировал в США), он актер. Оба брака закончились разводом, хотя с Мартыновым Гобзева обвенчалась. Оказалось, это не те мужчины, с которыми ей хотелось бы прожить до конца дней. Сама развестись с отцом сына Ольга никогда не решилась бы. И благодарна ему, что супруг ушел сам.
Принятие пострига и для коллег артистки, да и для нее самой стало неожиданностью. Хотя по большому счету все было предопределено еще в детстве. Работа на благо Церкви и несколько судьбоносных встреч в итоге привели Ольгу Гобзеву в монастырь в Иванове. Где она и приняла постриг.
«Не было одной причины, по которой моя жизнь вдруг резко изменилась, — объяснит спустя годы Ольга Фроловна. — Было много внутренних причин, о которых трудно рассказать. Но, наверное, я ушла из актерства, потому что поняла: жизнь проходит в иллюзиях. Маска прирастает. Жизнь гораздо интереснее любой роли».
Пережила клевету и гонения
«Я пришла к своим», — говорила о монашестве Гобзева. Однако начало иноческого пути оказалось для нее крайне сложным. Были и клевета, и гонения. Даже с палкой за ней по улицам бегали. Бывшую актрису не поняли ни друзья, ни коллеги. Не сразу приняло ее и монашеское общество.
Затворницей инокиня Ольга не стала, хотя... «По натуре своей я склонна к уединению, а актерская профессия подразумевает обратное». Ее публичными послушаниями были ведение радио- и телепередач, участие в кинофестивалях и встречи со зрителями, помощь престарелым одиноким актерам, работа в Координационном совете женских благотворительных организаций РПЦ и в совете Православного Марфо-Мариинского сестричества...
Сын Гобзевой Святослав Мартынов стал журналистом. А вот внучка Ксения почувствовала в себе гены бабушки и тоже отправилась во ВГИК. По последним данным, Ольга Фроловна живет в Москве вместе с сыном и его семьей.