У него не было выбора.
Знаменитый советский полузащитник Александр Хапсалис запомнился болельщикам СССР по выступлениям за московское и киевское «Динамо» в конце 1970-х и начале 1980-х. В Киев воспитанник «Кайрата» с греческим происхождением попал по приглашению самого Лобановского и успел выиграть с командой два чемпионства и дважды взять Кубок СССР. А после ссоры с мэтром ушел в московский клуб, с которым взял Кубок страны, и который также покинул из-за разногласий с тренером — теперь Эдуардом Малофеевым.
После Хапсалис играл лишь в советских середняках. Хотя по уровню таланта мог спокойно выступать за гранды, а на заре карьеры даже имел шанс уехать за границу и стать одним из первых советских легионеров.
«Динамо» Киев. Хапсалис в верхнем ряду — третий слева.
За рубежом заинтересовались Александром, когда ему было всего лишь 18 лет. Хапсалис поехал в турне по Греции в статусе чемпиона Европы среди юношеских сборных. Там он блеснул вновь, забив два гола за молодежную сборную, и сразу же привлек к себе внимание топовых греческих клубов.
Самым заинтересованным из них оказался «Панатинаикос». После одной из игр представители клуба подошли к Александру и шокировали его предложением.
«Я мог подписать миллионный контракт с «Панатинаикосом». Греческий вербовщик принес в гостиницу уже готовый контракт, мне оставалось только его подписать и остаться на родине предков», — вспоминал Александр.
Тем не менее, вопреки желанию Хапсалиса, сделать этого не удалось. Шел 1975 год, СССР находился за железным занавесом, который футболисты могли приоткрыть только во время международных турниров. Так что о трансферах заграницу, а особенно в капиталистические страны, не было и речи.
«Ко мне тут же подошли люди из Комитета и сказали, что, если еще раз увидят меня в компании греков — будут большие неприятности», — рассказывал футболист.
Впрочем, и сам Хапсалис понимал, чем может обернуться его трансфер.
«Я не подписал контракт — понимал, что в Казахстане отцу-коммунисту после такого голову оторвут», — говорил Александр.
В итоге Хапсалис ни с чем вернулся в СССР и провел там всю карьеру. Лишь в 1992 году (в 35 лет) он вырвался за рубеж — в США. Правда, играл там уже не футбол, а Indoor soccer (американская разновидность мини-футбола).