Инклюзивная выставка «Искусство быть» — проект благотворительного фонда «Гольфстрим». Для нового, уже третьего, сезона кураторы выбрали тему «Запредельно близко», отобрав семь работ, которые помогают взглянуть на мир глазами другого человека. Организаторы стараются проводить выставки в городах, где подобные инициативы — большая редкость. Новая выставка уже прошла в историческом селе Свияжск (Татарстан) и во Владимире, а с 17 февраля по 26 марта ее можно посетить в Иванове. Какие темы волнуют художников, что значит для них современное инклюзивное искусство, как устроена выставка и что можно делать с представленными там экспонатами?
Назвать выставку «Запредельно близко» куратора Алису Николаеву вдохновила статья Томаса Нагеля «Каково быть летучей мышью». В ней говорится в том числе о том, что невозможно полностью понять опыт и ход мыслей другого человека. Арт-объекты на новой выставке как раз призваны хотя бы немного приблизить зрителя к мирам других людей. Для этого используются самые разные формы.
Так, у петербургской художницы Анны Мартыненко форму обретают звуки: в ее интерактивной аудиоинсталляции есть скульптуры, созданные на основе человеческих голосов. Анна работает с компьютерной программой, которая анализирует высоту, тембр, громкость голоса и речевые особенности.
Кураторы рассказывают, что одна из основных задач проекта — следовать принципам партиципации (от participate — участвовать): большинство работ предполагают взаимодействие со зрителями.
Например, в инсталляции «Остров камней и равновесия» художницы Яны Васильевой из Краснодара можно переставлять элементы композиции. На поверхности арт-объекта, посреди камней и стальных кованых платформ находятся «перетекающие» скульптуры, сделанные из папье-маше, металла и коряг. Художница собрала коряги с рек, объединенных географией проекта «Искусство быть»: Свияга, Волга, Щука (г. Свияжск), Клязьма (Владимир), Уводь (Иваново), Кубань (Краснодар).
Камни, по замыслу художницы, олицетворяют обстоятельства и препятствия, с которыми мы постоянно соприкасаемся и, балансируя, сосуществуем. Этот проект Яна посвятила своей маме.
Арт-объект «Ткань слуха» тоже появился благодаря личной истории художницы Валентины Андреевой. Издалека сплетенные вручную шелковые полосы кажутся единым полотном, но, если подойти чуть ближе, можно заметить прорези. Через «Прорези ткани слуха» ускользают зыбкие, неуловимые звуки.
Заявки на участие в выставке подали 60 художников, из них кураторы отобрали 7. Одним из главных условий было четкое следование техническому заданию при создании работ.
Чтобы разнообразных мнений было больше, фонд «Гольфстрим» организует для каждой выставки школу арт-медиаторов. Волонтеры слушают лекции специалистов фонда (профессиональных психологов, которые рассказывают, как взаимодействовать с людьми с ОВЗ), знакомятся с практикой актерского мастерства, чтобы научиться выходить из зоны комфорта, слушают лекции кураторов и ведущих арт-критиков крупных музеев.
Алиса Николаева: «Перед открытием выставки я провожу для них кураторскую экскурсию и первое, о чем прошу, — не быть экскурсоводами, задача которых просто передать их личное понимание и сухую информацию. Они должны направлять, наталкивать на определенные трактовки, вступать в диалог, когда нужно, и выдерживать паузу, когда она требуется».
Выставка предназначена не только для людей с ограниченными возможностями здоровья — по словам организаторов, она лишь напоминает о том, что вокруг нас разные люди, в том числе с особыми потребностями.
«Очень часто инклюзивный проект воспринимается как проект только для людей с ОВЗ или проект, сделанный людьми с ОВЗ, а это в корне неверно, — добавляет Алиса. — На самом деле инклюзия — это про доступную среду для всех. Да, угодить всем, на первый взгляд, это что-то иллюзорное. Но попытка сделать это или хотя бы приблизиться к этому уже говорит о многом.
Нам важно было позиционировать выставку как доступную людям с ОВЗ. Ведь если акцентировать какое-то явление, то оно становится видимым. Можно воспринимать наш проект как пример для других выставочных проектов. А ставить ли слово „инклюзивный“ в пресс-релизы или нет, может и не иметь значения. Главное, чтобы появлялось всё больше выставок, на которые может прийти не только узкий круг экспертов, и чтобы искусство становилось ближе каждому».