В своём вступительном слове директор Управления национальной политики по контролю за оборотом наркотиков д-р Рахул Гупта отметил, что 46 миллионов американцев страдают от наркомании. Одним из самых опасных наркотиков является фентанил.
Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками (NIDA) сообщил, что в 2021 году от передозировки фентанила умер 70 601 человек.
«Этот кризис не просто приводит к трагическим и предотвратимым смертям — он разрывает ткань нашей нации», — сказал Гупта. — Эта проблема «выходит за все географические, демографические, и экономические границы».
Глава Управления по борьбе с наркотиками (DEA) Энн Милгрэм в своих показаниях также подчеркнула масштаб проблемы на внутреннем уровне.
«Сейчас мы изымаем фентанил во всех 50 штатах, и это самая смертоносная наркоугроза, с которой когда-либо сталкивалась наша страна», — заявила Милгрэм.
На протяжении всех слушаний официальные лица описывали международную проблему с разных сторон.
Хотя эта проблема является основной в центральных районах США, председатель комитета Боб Менендес сказал, что решения должны носить глобальный характер.
«Комитет Сената по международным отношениям проводит эти слушания, потому что этот вопрос мы не можем решить только в пределах наших границ», — сказал Менендес.
В своём вступительном слове Милгрэм объяснила, что большая часть фентанила поступает в страну от мексиканских наркокартелей.
«В период с августа 2021 года по август 2022 года 107 735 американцев потеряли жизнь из-за отравления наркотиками», — сказала Милгрэм.
«Возможно, самое важное, что я могу сказать комитету сегодня — мы знаем, кто несёт ответственность: картель Синалоа и картель Халиско, оба картеля в Мексике, несут ответственность за ввоз основной массы фентанила, поступающего в США. Именно поэтому DEA считает разгром этих двух картелей своим главным оперативным приоритетом».
Эти картели «доминируют в глобальной цепи поставок фентанила».
Хотя мексиканское правительство, как сообщается, усилило борьбу с картелями и сократило внутреннюю коррупцию, деятельность картелей остаётся актуальной проблемой для Мексики. Следовательно, их деятельность представляет угрозу и для жизни американцев.
Милгрэм также сказала, что большинство запрещённых наркотиков поступает через аэропорты или наземные порты вдоль южной границы, и призвала к усилению мер безопасности и проверки на охраняемых пунктах въезда вдоль границы.
«Фентанил вызывает настолько сильную зависимость, что картель использует его для развития наркомании», — сказала она.
Хотя большая часть фентанила в США производится в Мексике, многие прекурсоры для этого наркотика поступают из Китая.
«Производство начинается в Китае, где закупаются химикаты-прекурсоры для фентанила», — сказал Милгрэм. — «Затем эти химикаты доставляются в Мексику, где происходит массовое производство фентанила».
Что ещё более тревожно, известно, что картели копируют внешний вид настоящих рецептурных препаратов, таких как ксанакс и аддерал. Однако единственным веществом, которое содержат эти двойники, является фентанил.
После производства порошка фентанила картели «прессуют большое количество этого порошка в поддельные таблетки, отпускаемые по рецепту в Мексике», — говорит Милгрэм.
«Эти таблетки выглядят как настоящие американские и международные лекарства — такие как Оксиконтин, Перкоцет, Аддерал или Ксанакс», — сказала она. — «Но в них нет настоящего лекарства; это фентанил и наполнитель».
«Затем картели переправляют таблетки и порошок в Соединённые Штаты».
Вернуть деньги от продажи наркотиков в Мексику, картелям часто помогают китайские коррупционеры, сказал Милгрэм.
По словам Менендеса, у Соединённых Штатов также возникли проблемы с привлечением Мексики к сотрудничеству.
«Национальная прокуратура Мексики всё более политизирована, не проявляет особого желания вести дела, связанные с фентанилом», — сказал Менендес.
«Сговор между картелями и мексиканскими чиновниками — это постоянная проблема».
«Мексиканские власти, похоже, не хотят признавать, что огромное количество фентанила, поступающего в США, производится в подпольных лабораториях в Мексике».
Милгрэм также сообщила комиссии, что 232 преступника в настоящее время ожидают экстрадиции по обвинениям, связанным с наркотиками, и Мексика в какой-то мере сотрудничала в передаче этих преступников.
Республиканцы критически оценили отношение администрации Байдена к коммунистической партии Китая, который играет решающую роль в цепи поставок фентанила.
Ссылаясь на встречу Байдена с лидером КПК Си Цзиньпином 14 ноября 2022 года, сенатор Джим Риш (республиканец, штат Айдахо), высокопоставленный член Республиканской партии, сказал:
«Что поразительно, так это то, что здесь нет ни одного упоминания о проблеме фентанила, которая у нас есть с Китаем».
Риш спросил помощника госсекретаря Тодда Робинсона, обсуждал ли Байден вообще этот вопрос с Си.
«Я не знаю, смогли ли они затронуть этот вопрос во время разговора», — сказал Робинсон.
«Я знаю, что… отношения между Китаем и США сложные. Есть много вопросов, но нет сомнений, что эта администрация и госсекретарь Энтони Блинкен прекрасно осведомлены об этом вопросе».
Позже он признал, что Госдепартамент «ограниченно взаимодействовал с Китаем по этому вопросу».
Робинсон выразил оптимизм по поводу того, что компартию Китая можно образумить. Он привёл в пример шаг Китая в 2019 году по включению фентанила в список запрещённых веществ, что, по его словам, значительно сократило приток фентанила из Китая в США.
В ответ на вопрос Риша Робинсон сказал:
«Есть основные шаги, которые Китай мог бы предпринять, но не предпринимает сейчас, и которые могли бы очень помочь».
Робинсон призвал Китай сделать более прозрачной маркировку химических веществ, поставляемых из страны, и обмениваться большей информацией с Соединёнными Штатами.
«Они не делают этого сейчас; они не говорят с нами об этом», — сказал он. — «А они должны».
Одним из способов распространения фентанила, затронутых на слушаниях, были технологические платформы.
Наркоторговцы часто используют такие платформы, как Snapchat, для сбыта наркотиков и встреч с потенциальными покупателями.
Во вступительном слове Милгрэм сказала, что социальные сети стали основным средством распространения наркотиков.
Гупта также сказал, что технологические платформы станут ключевым элементом борьбы администрации с фентанилом.
«Если в Америке по-прежнему будет легко получить запрещённые наркотики, мы никогда не покончим с этим кризисом», — сказал Гупта. — «Именно поэтому во время оглашения Положения о Союзе президент Байден начал масштабный поиск, чтобы остановить незаконное производство, торговлю и распространение фентанила на всех направлениях, включая привлечение к ответственности крупные технологические компании, которые позволяют продавать запрещённые наркотики на своих платформах».
Позже на слушаниях сенатор Джинн Шейхин (демократ, штат Нью-Гемпшир) также затронула тему «больших технологий».
«Snapchat, TikTok и Instagram (организация, деятельность которой запрещена на территории России) — все они используются для маркетинга и продажи таблеток с фентанилом», — сказала Шейхин. — «Я думаю, мы должны сделать больше, чтобы заставить компании социальных сетей нести ответственность».
На протяжении всего слушания Милгрэм и другие участники призывали законодателей сделать больше для регулирования продажи наркотиков на технологических платформах и принять закон для решения кризиса фентанилом.
Проблема фентанила выходит за рамки партий. Тем не менее любые действия Конгресса по этому вопросу потребуют соглашения между демократами в Сенате, республиканцами в Палате представителей и Байденом.
Поскольку Мексика и Китай не сотрудничают с Соединёнными Штатами, у американских законодателей ограниченные возможности для разрешения кризиса.