Российские власти привыкли относиться к вооруженным гражданам если не враждебно, то как минимум настороженно. Последние годы у нас все сильнее затягивались гайки оружейного законодательства. Однако после начала специальной военной операции (СВО) выяснилось, что государство заинтересовано в людях, умеющих владеть оружием. Значит ли это, что российская власть решится пересмотреть отношение к проблеме гражданского оружия в обществе?
Как можно лишиться оружия
«Я охотник, я занимаюсь спортивной стрельбой, я готов . Но что я получу взамен? Штраф? Изъятие оружия? Нет, спасибо. Присылайте повестку», – так написал на своей страничке в ВК знакомый юрист, член Адвокатской палаты города Москвы, после того как на портале «Госуслуг» появилась форма записи добровольцев для участия в СВО. Среди возможных требований к кандидатам там значились членство в охотничьей организации либо занятия стрелковыми видами спорта. То есть вдруг оказалось, что вооруженный гражданин – не источник риска, а, напротив, опора для страны. Правда, в США оружие тоже превратилось в подобие «священного жезла», только с противоположным знаком. Частью общества оно воспринимается едва ли не как гарантия гражданских прав и свобод. «Им не отнять мою пушку!» Пушку, может, и не отнимет, а вот прижать в правах, если понадобится, может. В 1933 году, в самый разгар Великой депрессии, правительство США решило изъять золото у населения. Президент Рузвельт подписал указ № 6102, предполагавший фактическую конфискацию (по установленной цене) у американцев золота в слитках и монетах. Для США этот демарш был настолько одиозным, что сам Рузвельт во время подписания документа открестился от авторства, а секретарь Казначейства заявил, что не был ознакомлен с его содержанием. «Свободолюбивые» американцы золото отдали, никаких протестов, тем более вооруженных бунтов, не было.
Сегодня мы видим, что политтехнологии и пропаганда позволяют добиться намного большего, чем самая лучшая винтовка. Стоящая в шкафу М16 не помешает политическим или социальным группам продвигать ту или иную повестку, предписывать правила повседневного поведения и даже определять, кого положено любить, а кого – нет.
Здесь стоит заметить, что Америка не единственное государство с очень либеральным оружейным законодательством, но отношение к оружию в других странах не такое трепетное, как в США. Вокруг этой темы нет особого ажиотажа. Швейцарские законы буквально предписывают гражданам владеть боевым оружием – это следует из устройства вооруженных сил страны. Власти Сербии тоже поощряют покупку гражданами оружия.
Очень свободные оружейные законы в Молдавии – здесь помимо охотничьего оружия разрешено покупать и носить револьверы и пистолеты. Оружейные магазины никто опустошать не стал, но факт разрешения короткоствола привел к резкому снижению уличной преступности. Схожая ситуация, кстати, в Латвии и Литве.
А в Чехии, например, в 2021 году парламент одобрил поправку в конституцию, гарантирующую право граждан на самозащиту с оружием: «Право защищать свою жизнь или жизнь других людей, даже с применением оружия, гарантируется». Это почти прямой аналог Второй поправки в Америке. Только чехи относятся к оружию намного спокойнее американцев: как к предмету, а не к «волшебной палочке» для решения всех проблем.