Ольга Розанова — художница-авангардистка родом из Меленок, опередившая развитие абстрактного искусства на десятки лет, превзошедшая в своем новаторстве маститого Казимира Малевича и прославившаяся на весь мир. Но на ее малой родине во Владимирской области о талантливой художнице говорят редко и знают мало. Владимирские энтузиасты пытаются сделать все, чтобы имя Розановой не осталось забытым.
Подвижники борются за сохранение и реставрацию дома Розановой, в котором художница жила и творила с 1896 по 1917 годы. Во Владимире действует Розановский центр, члены которого исследуют память о художнице, читают лекции о её жизни и творчестве.
Первую выставку подлинных работ Ольги Розановой во Владимирской области провели в 2018 году - через 100 лет после смерти авангардистки. В этот год работы Розановой экспонировались в 18 странах мира.
В прошлом году Центр современной культуры «Флигель» представил первые воплощения дизайнерских идей Розановой — текстильные фигуры, сшитые по ее эскизам одежды, создала
нижегородская художница Анастасия Белая.
И вот к 105-й годовщине смерти амазонки русского авангарда в столице Владимирской области поставили спектакль «Дыши». (Возрастное ограничение — 16+). Постановку подготовил Владимирский областной театр кукол и его режиссёр Марина Протасова. Первые показы собрали полные залы.
Постановка интересна не только тематикой, но и формой подачи. «Дыши» - иммерсивный спектакль, направленный на включение публики в действие. В камерном зале театра кукол актёры играют со зрителями в карты, персонажи которых сошли с картин Розановой. Серию работ «Игральные карты» художница создала во втором десятилетии 20 века. В каждой карточной фигуре угадываются современники и коллеги по художественному цеху.
Фрагменты картин будто «плавают» в пространстве и оживают среди зрителей. Для художника-сценографа Анастасии Миловой спектакль «Дыши» стал дебютным. Анастасия — выпускница Владимирского областного колледжа культуры и искусств, недавно получившая диплом института ГИТИС.
Зритель театральной постановки становится участником детективной истории, развернувшейся в комнате Розановой после её смерти. Объект расследования - не смерть художницы, а её жизнь, о которой широкой публике так мало известно.
«Материала о ней очень мало. Авангард был не признан властями и отвергнут классиками, его постарались стереть с лица земли. Всё, что осталось, какие-то обрывки мы знаем, но в основном мы были не посвящены.
Когда мы стали погружаться в материал, оказалось, за какую ниточку ни потяни, - за Маяковского, она была подругой его сестры, и он относился к ней с уважением; за ниточку Малевича — а там сколько! И по таким соображениям есть подозрения, что Ольга, когда Кручёных уехал на Кавказ, скрываясь от войны, последний год жизни посвятила Малевичу, и не только как коллеге, но и как мужчине. Но это догадки.
Время, в которое она творила и жила, очень непростое. Первая Русско-Японская война. Я так дёрнула за ниточку и поняла, что это наше время, сегодняшнее. Император объявил мобилизацию частичную, и из Владимира было очень много призвано на военную службу в низшие чины. Вместе с тем, народ, провожая людей на войну, собирали деньги, отправляли им, занимались благотворительностью. Первая гимназия, в которой училась тогда Ольга, в ней занимались рукоделием и отправляли посылки на фронт. Владимирская губерния отправила несколько медицинских бригад для наших военных. В то же время появилось множество листовок против войны, которые взывали к прекращению войны, они появлялись на всех заводах, фабриках, во Владимире, в Меленках.
И в это время она училась, она поехала в Москву. Анна Бражкина [учёный секретарь Розановского центра] мне рассказывала, её в 1905-ом не пустили в Москву, там стреляли, это было ужасно всё. Человек творил в то время и занимался своим делом. Я нигде не нашла в её высказываниях что-то осуждающее или политическое. Были стихи, которые похожи на революционные, но они пропитаны стремлением к новизне, а не склоками и грязью. Поэтому лично я к этому человеку в процессе работы прониклась очень большим уважением», - рассказывает режиссёр спектакля «Дыши» Марина Протасова.