Каждый день приносит новые цифры погибших из-за мощного землетрясения в Турции, которое случилось неделю назад, 6 февраля. Крымчане живо переживают происходящее по ту сторону Чёрного моря, тем более среди турков находится немало наших соотечественников.
ForPost узнал историю крымчанки, семья которой оказалась в эпицентре стихийного бедствия.
Дом подкидывало и швыряло
Ночью шестого февраля 34-летней уроженке Ялты Тамаре Бойко не спалось: молодая женщина допоздна хлопотала по дому, готовя одежду сыновей 15 и 7 лет к предстоящей с понедельника учёбе. В 4:10 уставшая хозяйка легла спать, однако отдохнуть не удалось: десяти минут не прошло, как внезапно развернулся ад.
«В ту ночь была с детьми одна дома. <…> Только прилегла, и тут началось шатание стен в разные стороны, да с таким треском. Я схватила малого, старший спал напротив, разбудила его криком: «Землетрясение! Вставай срочно!». И в чём были, встали в дверном проёме в зале. Нас шатало с такой скоростью и силой, что мне казалось, дом поднимают, подкидывают и снова швыряют со всей силой вниз», — так описывает свои ощущения собеседница ForPost.
Толчки шли такие, что, по словам Тамары, ни она, ни дети не могли сдвинуться ни на шаг. Они лишь держались друг за друга и читали молитвы. «О жизни я уже не думала», — признаётся женщина, волею судьбы оказавшаяся буквально в ста километрах от эпицентра землетрясения — в городе Кадирли (провинция Османие) на юго-востоке Турции.
Первая волна длилась около минуты, но казалось, что она длится вечность.
«Когда остановилось (толчки — Прим.), от шока я не знала, что делать и куда бежать. Разревелась, прижала детей изо всех сил и сказала: «Слава Богу, мы живы!» — продолжает рассказ крымчанка.
Через несколько минут прибежал взволнованный муж Мехмет, который ночевал у отца в нескольких кварталах поодаль. В его глазах стояли слёзы, — мужчина был готов к худшему: если бы крыша рухнула, то ни Тамары, ни мальчиков в живых, скорее всего, уже не было бы…
Муж накрыл нас собой и попрощался
Однако радость от встречи была недолгой, — пошла вторая волна. Новые толчки застали семью у выхода из дома, но люди не стали мешкать и побежали во двор в тапочках. С улицы они услышали грохот падающего в комнате шкафа. А позже, зайдя внутрь, увидели трещины, поползшие по стенам.
Понимая, что землетрясение ещё может продолжаться и в доме находиться небезопасно, Тамара с мужем и детьми, захватив свёкра, в предрассветных сумерках рванула на машине подальше от города в горы, где у них есть небольшой летний домик. По пути пришла трагическая весть: родной дядя Мехмета из города Хатай погиб под обрушившейся бетонной плитой.
Читайте по теме: Дойдёт ли турецко-сирийское землетрясение до Крыма
Оправившись от испуга, к полудню семья решила всё-таки вернуться в Кадирли. Дома первым делом Тамара решила приготовить всем поесть: никто из домочадцев за всё это время не съел ни крошки.
«Старший сын спал, младший был с дедушкой в зале. Казалось, всё закончилось, но нет... — делится воспоминаниями собеседница ForPost. — [Началась] ещё одна волна, точь-в-точь как ночью! Я быстро за детей и опять в проём, муж накрыл нас собой и попрощался, свёкор встал рядом, и у него полились слезы. Мы в очередной раз не успели выбежать».
Третья волна была такой же сильной, но длилась значительно меньше. Дом крымчанки устоял, хотя и покрылся паутиной трещин. В сад упало несколько плит от обшивки многоэтажек, возвышающихся вокруг.
После этого никто уже не сомневался, что надо уезжать в безопасное место. До сих пор Тамара с родными спасается в горах.
Здесь Тамара Бойко с семьёй переживает последствия землетрясения.
Трудности закаляют
Новые условия жизни оказались суровыми. Сейчас погода наладилась, а вот поначалу проливной дождь и нулевая температура воздуха не добавляли радости в доме, который приходится отапливать дровами.
«Иногда сидим без света, второй день нет воды [в кране], да и в магазинах купить проблема, так как её просто нет. В банкоматах денег нет, многие магазины закрыты, но что-то купить из еды возможно», — так описала ситуацию Тамара на своей страничке в соцсети «ВКонтакте».
В беседе с ForPost женщина добавила, что, уезжая из Кадирли, они предусмотрительно закупили продукты впрок, так что от голода семья не страдает.
Суровый быт семьи Тамары после землетрясения.
Впрочем, сколько придётся прожить вдали от привычного комфорта, собеседница пока не знает. Дом в Кадирли хоть и не разрушен, но треснувшие стены вызывают серьёзные опасения, и оставаться в них рискованно. Однако на материальную помощь от государства в восстановлении пока рассчитывать не приходится: чиновники сначала должны обследовать здание и установить размер ущерба, исходя из которого и высчитают компенсацию. А будет это нескоро, предполагает уроженка Ялты.
«Слава Богу, все живы!», — не устаёт повторять женщина, несмотря на внезапно обрушившиеся на семью трудности.
Читайте по теме: «Турецкое» землетрясение учтено в строительных нормативах Севастополя
Всегда готовы
Тем временем толчки, хоть и слабые, продолжаются до сих пор. Поэтому многие жители Турции готовы к повторам, рассказала ForPost уроженка Севастополя Мария Грудцина, проживающая сейчас в Стамбуле.
Так, большинство турок, не отрываясь ни на минуту, постоянно следят за обновлениями новостей и сообщениями сейсмологов. Кроме того, по словам девушки, многие заранее собрали так называемую тревожную сумку с вещами первой необходимости. Впрочем, у жителей берегов Босфора ещё свежи воспоминания о предыдущих природных катаклизмах, которые время от времени происходят в Малой Азии.
«У нас в семье тоже готовы к землетрясению, хотя это скорее рутина: муж и его родня хорошо помнят события 1999 года, и с тех пор всегда готовы. То землетрясение в Измите, под Стамбулом, действительно разделило жизнь страны на «до» и «после»: в государстве ужесточили нормы строительства, родители мужа переехали в район с более надёжными зданиями (хотя и их старый дом не был повреждён), а у многих граждан осталась повышенная тревожность и фобический страх перед землетрясениями, заставляющий их вести себя иррационально, например, прыгать из окна даже при незначительных толчках, которые здесь могут быть не один раз в год», — делится наблюдениями собеседница.
Приобретённый в прошлом горький опыт побуждает турков полностью отдаться помощи пострадавшим. Мария с соседями всю неделю собирают вещи, продукты, лекарства, которые передают в места размещения пострадавших. Такая же активная поддержка развёрнута коллективами практически всех предприятий и учебных заведений.
«У меня ощущение какого-то общенационального подъёма для борьбы с бедой, многие турки воспринимают трагедию как общую для всего народа», — добавила уроженка Севастополя.
Читайте по теме: Землетрясение в Турции глазами россиян: «По хрусту в доме я поняла, что это»
Напомним, землетрясение в Турции произошло в 4:17 по местному времени 6 февраля. Эпицентром стал район Пазарджик в провинции Кахраманмараш на юго-востоке страны. Толчки ощущались в десяти соседних провинциях. По последним данным, погибло около 30 тысяч человек, пострадало — более 80 тысяч. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган назвал это землетрясение крупнейшим стихийным бедствием с 1939 года.
Пелагея Попова
Фотографии предоставлены Тамарой Бойко