Российских чиновников призвали избавляться от канцеляризмов при общении с людьми. Их также попросили извиняться за допущенные ошибки и не игнорировать комментарии в соцсетях. Все рекомендации собрала Президентская академия (РАНХиГС), которая выпустила специальный сборник. Методичка поможет упростить коммуникацию и сделает документы более понятными для тех, кто не владеет официальным стилем речи.
Новые правила для чиновников
Сборник под названием «Министерство доверия: как государству общаться с гражданами» появился на сайте академии. Его составила исполнительный директор Центра понятного языка Высшей школы государственного управления РАНХиГС Юлия Андреева. Она изучила работу чиновников с обращениями россиян и коммуникацию в соцсетях.
«Мы видим запрос общества, которое ждет, что органы власти начнут говорить с людьми на одном языке. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, в жизни люди часто остаются недовольны результатом, агрессивны по отношению к госструктурам, которые, в свою очередь, не готовы устанавливать контакт», — отметила Андреева.
Для изменения ситуации она предложила отказаться от формализма и научить госслужащих понятно писать и говорить о сложном. Сейчас лишь некоторые люди могут без проблем воспринимать бюрократические документы.
«Канцелярит — вирус, поддающийся лечению, если оздоравливаться осознанно: понимать, что и в какой ситуации требует замены; ориентироваться на единственную цель — донести мысль ясно для аудитории без опыта контакта со стилем официальных документов», — пояснили в сборнике.
Чиновников призвали избегать канцелярита, а также благодарить собеседников и извиняться за допущенные ошибки. Ответы в соцсетях должны быть уместными, то есть с преобладанием разговорного и публицистического стилей.
Упростить понимание
Канцелярский язык очень затрудняет понимание, подчеркнула в разговоре с «360» доктор филологических наук, профессор факультета гуманитарных наук ВШЭ, руководитель Большого проекта ВШЭ «Речевые практики российского общества» Мира Бергельсон.
«Традиция сложилась такая, что административный, правовой и управленческий языки должны быть официальными. Они должны производить впечатление, должны подавлять человека, поэтому стремления к простоте никогда не было», — заявила она.
В качестве примера профессор привела юридический язык, в котором крайне сложно добиться простоты. При составлении текста законов необходимо все очень точно оговаривать, чтобы не оставлять места для домысливания.
«Но часто эта сложность бывает совершенно ничем не оправдана, кроме какой-то дурацкой традиции. И главное, что отход от этого кажется каким-то просторечием, но последние десятилетия происходит явная демократизация языка, в частности благодаря социальным сетям и другим способам сетевого общения. Разговорный язык все больше проникает в нашу жизнь», — отметила Бергельсон.
Политики стали говорить более понятно, но в документах пока преобладает канцелярит. Отказаться от него полностью невозможно, так как определенный стиль общения необходимо соблюдать.
«Если вам в ответ на вашу какую-то жалобу будет прислан ответ в фамильярном тоне, то вы сами будете в ужасе и пойдете жаловаться на то, что себе позволяет этот человек. То есть существует представление о стиле, в котором мы общаемся, когда, например, пишем другу или докладную записку начальству», — пояснила профессор.
Официальный стиль хотят приблизить к вежливому общению, которое бы не выглядело, как бездушная отписка. Превратить сложный текст в более простой — очень большая работа.
Документы требуют, с одной стороны, полного обязательного упоминания всего, а с другой стороны, если мы будем полностью каждый раз упоминать все то, о чем говорится, это превращает текст в невозможно сложный. Но есть способы, как сделать его чуть более простым и человеческим.
Мира Бергельсон
профессор факультета гуманитарных наук ВШЭ
Для упрощения текста можно использовать сноски. Выполнение рекомендаций академии, по мнению профессора, поможет упростить общение представителей власти с людьми. Все будет зависеть от того, насколько последовательно будут внедрять новые правила, и не станет ли методичка очередным документом, которого никто не станет придерживаться.
Культура изысканной речи
Президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу Альбина Холгова напомнила «360», что культура изысканного и утонченного общения зародилась во Франции.
«Когда во Франции произошла революция, вместе с ней граждане отказались (а другие — утратили) от этого речевого достояния — изысканной культуры общения. У нас произошло то же самое», — заметила она.
Речь огрубела. Мы десятилетиями жили без красивой речи и вот только стали к ней возвращаться.
Альбина Холгова
президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу
Холгова отметила, что интерес к этикету в России усилился не так давно и сейчас нарастает. Более человеческим языком говорят в том числе чиновники.
«Чиновники пытаются быть ближе к народу. <…> Ведь вежливость для чего в первую очередь? Руссо говорил, что она нужна, чтобы удачно и красиво лгать. И да, и нет. Все-таки вежливость, мы должны помнить, облегчает общение. Поэтому чиновникам, которые работают в МФЦ и различных учреждениях, нужно разговаривать на человеческом языке без канцеляризмов, чтобы быть понятнее, доброжелательнее, чтобы их не боялись, чтобы к ним хотели возвращаться за решением каких-то проблем», — заключила она.