Швейцарские банки столкнулись с потерей ликвидности и доверия со стороны банков-контрагентов
Вышедший сегодня квартальный отчет Национального Банка Швейцарии за третий квартал зафиксировал достаточно забавную ситуацию для центрального банка (а он в данном случае организован как акционерное общество) – убыток за 3 квартала 2022 года составил ?142 млрд. В итоге, несмотря на сформированные резервы, капитал ЦБ Швейцарии рухнул с ?204 млрд в конце 2021 года до ?55 млрд по итогам третьего квартала 2022 года.
Учитывая, что практически все свои валютные активы ЦБ держит в ценных бумагах (64% - гособлигации иностранных государств, 11% - корпоративные облигации, 25% - акции), то 2022 год принес соответствующие убытки: на облигациях – почти ?71 млрд, на акциях - ?54 млрд, на курсовой переоценке ?24 млрд. Понятно, что все это переоценка, а центральный банк может жить и с отрицательным капиталом, да и «влетел» не он один.
Все это так, если бы не история с Credit Suisse и забег за свопами в ФРС (на данный момент свопы свернули в ноль), которые указывают на проблемы в одном из крупнейших банковских сегментов мира. И здесь есть два момента, которые указывают на то, что проблемы с валютой у швейцарских были:
Валютные обязательства ЦБ в третьем квартале практически обнулились (с ?31 млрд сократились до ?2 млрд), что может говорить о том, что банки активно забирали у него свою валюту в условиях ее дефицита и ее не хватило, потому пришлось идти за свопами в ФРС.
Депозиты иностранных банков в ЦБ резко выросли с ?38 млрд до ?66 млрд – это говорит о том, что иностранные банки размещали франки не в коммерческих банках, а в ЦБ (видимо стараясь сократить свои позиции на коммерческие банки).
Все это может подтверждать, что крупнейшие швейцарские банки столкнулись с потерей ликвидности и доверия со стороны банков-контрагентов в сентябре-октябре. Хотя пока проблема с ликвидностью, видимо, разрешилась, но что там скрыто за толстыми сейфовыми дверьми большой вопрос ... так что это еще возможно не финал истории.
P.S.: Еще один интересный момент – это резкое сокращение объема наличных франков почти на 9% за квартал, возможно это возврат части накоплений из наличных после роста ставок.
Источник