На Netflix — очередное шоу от автора "Американской истории ужасов" Райана Мерфи. В основу мини-сериала "Наблюдатель" лег реальный кейс семьи (на экране пару изображают Наоми Уоттс и Бобби Каннавале), которая купила загородный дом и начала получать зловещие письма от таинственного сталкера. Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков посмотрел все семь эпизодов "Наблюдателя" и рассказывает, почему сериальная адаптация этой жутковатой истории напрасно придерживается фактов.
В 2018 году продюсер Райан Мерфи подписал со стримингом Netflix пятилетний контракт на $300 млн — беспрецедентная для индустрии сделка. Спустя четыре года сложно избавиться от ощущения, что кинематографист вознамерился отдельно экранизировать каждый выплаченный по этому соглашению доллар. За последний месяц вышло четыре проекта с фамилией Мерфи в титрах: на FX стартовал 11 сезон антологии "Американская история ужасов", а на Netflix вышли скандальный "Монстр: История Джеффри Дамера", адаптация Стивена Кинга "Телефон мистера Харригана" и, наконец, мини-сериал "Наблюдатель" с Наоми Уоттс. С каждый днем шуточный ответ на вопрос в соцсетях Netflix "Что бы вы хотели, чтобы Райан Мерфи сделал дальше?" ("Остановился") выглядит все менее шуточным.
Подобная экранная графомания у некоторых почти сразу стала вызывать вопросы (сатирическая комедия "Политик" и антиисторическая драма "Голливуд" получили довольно скверную прессу), но теперь уже даже самые стойкие фанаты попали в затруднительное положение. "Наблюдатель" не понравился практически никому. Все от того, что Мерфи, кажется, поддерживает жизнь в конвейере имени себя уже даже не приходя в сознание.
Как и "Монстр", "Наблюдатель" основан на реальной истории. Обычная семья покупает дом мечты в пригороде Нью-Джерси — и сразу же начинает получать зловещие анонимные письма от таинственного сталкера. В действительности, разумеется, материала на семь эпизодов бы не набралось: чета Броддус мигом отказалась от переезда и выставила дом на продажу. Поскольку информация о письмах стала публичной, семье прождать пришлось еще пять лет и сильно сбросить цену, но в результате сделку все-таки закрыли. Следующие обитатели никаких посланий не получали, а Броддусы поселились в доме неподалеку.
Не самая захватывающая прозаичность в обработке Мерфи обернулась не самой захватывающей штампованностью: от "Наблюдателя" разит жанровой ленью, разведенной в стандартном мерфиевском кэмпе, который, естественно, греет душу, но положения не спасает. Сериал только и делает, что фонтанирует клише, которые извлекаются из этого рога изобилия будто бы на полном серьезе (в отличие от вывернутых наизнанку хоррор-тропов в девятом сезоне "Американской истории ужасов"), — при условии, что термин "серьезность" вообще применим к продукции Мерфи. Комически странные соседи, бесконечный список подозреваемых, почти пять с половиной метаний на тему того, стоит ли все-таки продать дом — или ни в коем случае нельзя сдаваться.
Шоу на свою голову во многих аспектах остается верно истории Броддусов. (Здесь мы вынуждены зайти на территорию спойлеров, хотя вопрос, возможны ли тут в принципе какие-то спойлеры.) Так вот: дело "Наблюдателя" так и не раскрыли. О текущем положении вещей можно почитать здесь, но если упрощать — на данном этапе надежда только на признание или чудесное совпадение по базе ДНК.
В случае с сериалом это приводит к весьма фрустрирующему впечатлению. "Наблюдатель" пытается подстелить соломку, заранее подготавливая героев Наоми Уоттс и Бобби Каннавале, а на самом деле — зрителей к тому, что всей правды они не узнают (все не так однозначно, точнее, ровным счетом ничего не понятно). Однако в результате шоу походит не на глубокомысленное высказывание о человеческой беспомощности перед лицом ядовитого зла, каким активно пытается казаться, а на мошеннический аттракцион, который никаким высказыванием, конечно, быть не может, но еще и со своей прямой задачей справляется совсем не лучшим образом, оставляя совсем немного пространства для удовольствия. Последнее здесь сосредоточено по большому счету в актерских выступлениях британки Номы Думезвени, которая играла Гермиону в пьесе "Гарри Поттер и проклятое дитя", а в "Наблюдателе" изображает находчивую частную детектившу, и Дженнифер Кулидж, по сути воспроизводящей свой же образ из сериала "Белый лотос".
Из хороших новостей — терпеть осталось всего год, в течение которого, правда, нужно удержаться от соблазна завалить Netflix гневными письмами ("Дорогой Райан Мерфи…"). Хотя учитывая, что "Наблюдатель" Мерфи сместил с первого места топа Netflix "Монстра" Мерфи, этот роман — по славной голливудской традиции — имеет все шансы получить сиквел. Но об этом пока слишком страшно думать.