Пекин не против использования национальных валют при покупке российского газа с «Силы Сибири», отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин. Задействование рубля и юаня позитивно скажется на китайской экономике и позволит России заместить потерянные контракты с западными странами.
«Газпром» подписал с CNPC соглашение о переводе расчетов за экспорт российского газа в Китай на национальные валюты.
Основным предметом соглашения являются поставки газа по трубопроводу «Сила Сибири», теперь китайская сторона будет их оплачивать в рублях и юанях. Глава «Газпрома» Алексей Миллер назвал такое решение взаимовыгодным.
В 2021 году по «Силе Сибири» в Китай пришло около 10 млрд кубометров газа, а к 2025 году этот объем должен вырасти до 38 млрд кубометров газа, поэтому разговор идет о серьезных суммах, особенно учитывая актуальные цены на газ.
Такой переход соответствует российским интересам: США ввели санкции против наших валютных резервов и жесткие ограничения на оборот в долларах и евро, вследствие чего мы отходим во внешней торговле от западных валют.
Для этого введена схема рублевой конвертации в рамках российских трубопроводных поставок в ЕС, а также новая система платежей по «Сахалину-2». РФ стремится продавать газ в рублях, а также в валютах дружественных стран, включая юань.
Доллар из российско-китайских сделок пока не уйдет: в нем номинируются все базовые мировые товары, поэтому для определения контрактной цены будет использоваться курс американской валюты по отношению к рублю и юаню.
«Китаю это выгодно частично: те юани, которые будет получать РФ в обмен на газ, могут быть использованы только для покупки товаров, услуг и оборудования в экономике КНР. Данный порядок можно даже расценить как механизм субсидирования предприятий КНР, но у России сегодня нет выбора и приходится идти на уступки», – заключает политолог Сергей Луконин.
Данный механизм увеличит двустороннее взаимодействие и усилит позиции китайских производителей на российском рынке. Товарооборот РФ и Китая с января по июль вырос на 29%, до 97,7 млрд долларов, причем это решение даст ему новый стимул.
Поставки российского газа через «Силу Сибири» в ближайшие годы вырастут в два раза и в основном будут оплачиваться в юанях, которые Россия либо будет класть в золотовалютные резервы, либо потратит на рынки КНР для приобретения товаров.
В 2022 году наш товарооборот с Китаем подойдет к отметке в 170 млрд долларов, в 2023 году начнется штурм нового рубежа в 200 млрд долларов.
«Китай такое сотрудничество устраивает, а РФ будет получать из Поднебесной те услуги и товары, которые раньше российские компании приобретали в странах ЕС. Пекин не против расчетов в национальных валютах, пусть и не будет стопроцентного перехода. Вопрос заключается в использовании китайцами рублей, непонятно, куда они будут тратить нашу валюту, кроме сделок по энергоресурсам», – резюмирует Луконин.
Потребность КНР в российских нефти, газе и угле большая, но Пекин не хочет впадать в зависимость от РФ, а вторым фактором является глобальный характер китайской торговли, вследствие чего эта страна не хочет полного перехода на рубль и юань.
«Китай торгует в том числе с США и Евросоюзом, поэтому компаниям данной страны нужны валюты, которые более удобны в использовании. Китайцы продолжат отдавать приоритет доллару и евро, а не рублю», – констатирует Луконин.
Причина чисто экономическая: Россия в принципе не может поставить в Китай того объема товаров и услуг, которые сегодня закупаются данной страной на Западе, поэтому доллар и евро полностью не уйдут из нашей торговли.
Важным моментом в наших отношениях остаются вторичные санкции Запада: многие китайские компании ограничили работу на российском рынке, а самым ярким примером остается платежная система UnionPay.
В марте многие эксперты рассчитывали, что UnionPay заменит в РФ Visa и Mastercard, но этого не произошло, китайцы так и не развернули платежи в нашей стране.
«Санкции повлияли на работу российских компаний в Китае – они вынуждены были переписать контракты с китайскими контрагентами с долларов на юани, что привело к серьезным проблемам с покупкой данной валюты. Постепенно ситуация выравнивается и особых проблем на этом направлении не наблюдается, но Пекин останется чувствительным к западным санкциям», – заключает Луконин.
Сократит это и предложение на китайском рынке: не все китайские компании готовы к внешним платежам в юане и рубле, им нужны доллары и евро для нормальной внешнеторговой деятельности, что также необходимо учитывать.