Предложение прозвучало в ходе заседания совета, на котором обсуждался законопроект, регулирующий использование машин без водителей.
Председатель Совета при президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Павел Крашенинников подчеркнул важность темы. Еще вчера беспилотные автомобили многим казались фантастикой. Но сегодня писателям-фантастам надо искать новые идеи, так как беспилотные автомобили уже становятся реальностью.
На дорогах общего пользования в России уже появились автомобили с высокой степенью автономности. Пока в формате эксперимента. Но, похоже, вот-вот и умные машины скажут своему водителю хрестоматийное "давай, до свидания". Поэтому возникает необходимость детально прописать правила использования беспилотных авто, в том числе - оформления аварий с ними.
Потому что любые умные машины не настолько умные, чтобы ездить и не попадать в ДТП.
В Совет при президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства поступил на экспертизу законопроект, регулирующий использование беспилотных авто.
Инициатива разработана в рамках исполнения правительственного комплексного плана по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств без присутствия инженера-испытателя в салоне транспортного средства. План предусматривает опытную коммерческую эксплуатацию таких авто в отдельных регионах.
"В целом необходимость регулирования вопросов эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств сомнений не вызывает, - сказано в заключении Совета, подписанном Павлом Крашенинниковым. - Данное регулирование по многим вопросам должно быть отнесено к публично-правовому регулированию (учет высокоавтоматизированных транспортных средств, допуск их к эксплуатации, требования к техническому обслуживанию и т.д.)".
Необходимо также установить обязанности производителей, владельцев и диспетчеров беспилотного транспорта, продолжают эксперты Совета.
При этом сам проект в Совете раскритиковали, так как многие нормы недостаточно конкретны.
Например, эксперты обратили внимание, что автоматическое приравнивание беспилотных авто к обычным машинам приводит к тому, что и машины с роботами в водительском кресле приравниваются к источникам повышенной опасности. С одной стороны, это справедливо. С другой - из проекта непонятно, любое ли беспилотное транспортное средство должно являться источником повышенной опасности? А если это детская игрушка?
Эксперты Совета предложили ввести дополнительные критерии, по которым опасного робота на колесах можно отличить от неопасного (в юридическом смысле).
"Например, в качестве такого критерия может выступать критерий скорости передвижения, при наличии которого их можно будет считать источником повышенной опасности", - говорится в заключении Совета.
Согласно правовым подходам Верховного суда, на которые ссылаются эксперты, до того момента, пока транспортные средства не развили определенную скорость (например, свыше 20 км/ч), их вредоносные свойства не проявляются. То есть источниками повышенной опасности машина, которая едет тихо, юридически не считается. Такой же подход предлагается распространить и на беспилотники. Правда, точной планки скорости, после которой машина становится опасной, нет. Это предлагается исправить.
"Чтобы не заниматься таким толкованием, где неизбежен спор о том, какая скорость является границей для изменения характеристики транспортного средства как источника повышенной опасности, критерий скорости и его содержание необходимо закрепить на нормативном уровне", - сказано в заключении Совета.
Также, по мнению экспертов, разработчикам законопроекта целесообразно предусмотреть повышенные гарантии для потребителей при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа.
Ведь в перспективе у нас появятся беспилотные автобусы и такси. Да и грузы, как предполагается, тоже будут перевозить машины-роботы.