Если Малый Бермамыт с определенной натяжкой и можно назвать отдельной горой, то к Большому Бермамыту это определение никак не относится. Он представляет собою протяженное горное плато с практически отвесными склонами и практически ровной поверхностью, т.е. плоскогорье.
Высота склонов составляет местами до 300 метров. «Выложены» они как будто из огромных «кирпичей» или «блоков». Кромка плоскогорья – очень неровная – изрезана дождями и ветрами так, что практически каждый уступ можно назвать отдельным и самостоятельным произведением искусства.
Два расположенных здесь уникальных памятника природы, которые наиболее популярны у туристов и чаще всего воспроизводятся на фото, заслуживают отдельных зарисовок. Конечно, речь идет об «Амфитеатре» и «Двух братьях» (другое название – «Монахи»). О них – в следующих публикациях.
Но «декорации» природного «спектакля» здесь, в целом, уникальны. Верх плоскогорья – рыже-коричневые, выжженные солнцем, от которого некуда спрятаться, альпийские луга. Ближе к краю обрыва встречаются каменные узоры, как будто кто-то вскипятил слюду или олово в огромном чане, а потом расплескал тут причудливыми узорами.
Волнистый или зигзагообразный обрыв, давший плато местное наименование (Бурмамуд, что переводится как «кудрявое колено», со временем трансформировалось в Бурмамыт, а потом и в Бермамыт). Под ним – холмы, покрытые все теми же альпийскими лугами.
На дальнем «заднике» природной «сцены» – бело-голубая полоска (отсюда она кажется именно небольшой, хоть и значимой «полоской») Кавказского хребта. А над нею – бескрайнее пронзительно-голубое небо. Его здесь настолько много, что и заснеженные вершины гор с вечными ледниками кажутся игрушечными.
Иногда по небу царственно проплывают птицы – если не ошибаюсь, это орлы (говорят, размах крыльев у отдельных особей тут достигает 3,5 м!!! Такая «птичка» не то что взрослого барана сможет поднять и утащить, но и щуплого человека).
А теперь включите воображение и представьте себе сам «спектакль», который «играют» стремительно несущиеся по небу облака, ежеминутно меняющие на любом участке «сцены» свет и тени, а иногда и цвета «декораций»…
Представьте себе, каковы здесь рассвет и закат (многие туристы приезжают сюда ради них либо с ночевкой, хотя ночная температура тут даже в летний зной не выше 5 градусов, либо отдельно к рассвету или закату), каковы ночь и звезды в этом безмерном небе, до которого буквально рукою подать…
Погода здесь, конечно же, капризна – колыбель облаков (здесь в советские годы даже работала метеостанция). И измениться она может в любой момент. Когда мы только приехали, над нами периодически проносились белые, легкие, игривые облака. Через пару часов, за несколько минут до отъезда, мы любовались на льющий между нами и Кавказским хребтом дождь, а непосредственно у нас падали градины диаметром до 5 мм.
Гулять по плато Бермамыт можно бесконечно и с огромным удовольствием. Но присутствие тут человека сведено к минимуму. Есть всего один оборудованный металлический мостик с перилами в самом начале плоскогорья, направленный в сторону Эльбруса. Заграждений на краю обрыва, указателей, страховочных сооружений нет и в помине.
Грозными напоминаниями о том, что это – горы и здесь каждый самостоятельно несет всю полноту ответственности за свои здоровье и жизнь, выступают остов разбившейся прямо под мостиком машины и расположенная чуть поодаль могила ее владельца. Он был блогером, изучал это место, приезжал сюда часто, но в какой-то момент припарковал свое авто слишком близко к обрыву…
И даже этот горький штрих, напоминающий о скоротечности человеческой жизни, о наших слабостях и несовершенстве, только подчеркивает космичность этого места, его причастность к вечности и безмерности, а также возможность для нас соприкоснуться со всем этим. Пусть ненадолго, но сюда же можно вернуться!
(продолжение следует)
Текст и фото – Алексей Гриценко