Российские военные 21 марта похитили нескольких журналистов «Мелитопольских ведомостей», а также дочь издателя газеты — гражданку Израиля Татьяну Кумок. После допроса похищенные были отпущены. От них угрозами добивались сотрудничества с оккупационными властями. Татьяна Кумок рассказала по видеосвязи о том, как ее похитили и допрашивали.
По словам Кумок, редакцию газеты захватили российские военные, которые сначала обратились к директору издания и потребовали сотрудничать с ними. А утром 21 марта были похищены журналистки издания Юлия Ольховская и Любовь Чайка, а также выпускающий редактор «Мелитопольских ведомостей» Евгения Борян, о чем Татьяне сообщил ее отец. Сразу после этого оккупанты пришли домой и к родителям Татьяны Кумок. Издатель газеты Михаил Кумок успел предупредить дочь, что к дому идут вооруженные люди, а потом связь прервалась.
Татьяна Кумок через посредника передала оккупантам информацию, что они захватили двух граждан Израиля. Затем она позвонила в МВД Израиля и в израильскую прессу, сообщив о похищении.
По словам Кумок, адрес ее проживания был известен только родителям. В тот же день к дверям ее квартиры пришли российские военные. Они привели с собой плачущую мать Татьяны, которая стала просить дочь открыть дверь. Кумок впустила военных в квартиру и тоже была задержана. «Это не был захват Тани-блогера, которая много рассказывает о жизни Мелитополя. В первую очередь это был захват ребенка, чей отец имеет доступ к газете, которая тридцать лет рассказывает горожанам правду», — считает Кумок.
По пути на допрос она вступила в диалог с одним из российских военных. Он заявил, что войну объявил не Путин, а президент Украины Владимир Зеленский.
В ходе допроса также поднимался вопрос о причинах войны, которую российская сторона называет «освобождением от нацистов». «Если вы освободили Мелитополь от нацистов, то почему мы их раньше никогда не встречали?» — спросила Кумок.
Российские военные заявили, что нацисты якобы «сбежали» из города, а с приходом армии РФ местным жителям, не знающим украинского языка, станет проще вести делопроизводство. «Россия напала на Украину, разрушает города, похищает людей из-за того, что некоторым людям в Украине неудобно вести делопроизводство?!» — переспросила Татьяна.
Военные намекнули на то, что могут отправить Кумок в карцер, так как она «дерзко» ведет себя на допросе. «Я не дерзкая. Я просто свободный человек демократической страны», — ответила она.
Под конец «беседы» Кумок попросили подписать бумагу о том, что с ней обращались вежливо и физическое насилие к ней не применялось. «Видите, я в отличном состоянии, в отличие от своей мамы, которую тоже не били, но, вы знаете, есть некоторое давление, которое… лучше бы били», — добавила Татьяна.
По ее словам, она находилась «во власти вооруженных людей», которые в любой момент могли перейти от уговоров в вежливой форме к физическому насилию.
Гендиректор «МВ-холдинга», которому принадлежит газета «Мелитопольские ведомости», Анна Медвидь рассказала, что неделю назад ее тоже вызвали на разговор российские военные. «Встречались в редакции, в которую они проникли самовольно и обыскали. Хотят, чтобы мы были лояльны и их поддерживали. Я согласия не дала, и мы разошлись», — сказала она.
Национальный союз журналистов Украины отмечает, что российские военные оказывают давление на журналистов и в других оккупированных городах, в том числе в Бердянске и Херсоне, пишет «Украинская правда». 15 марта в Бердянске Запорожской области пропала журналистка hromadske Виктория Рощина. О ее судьбе ничего неизвестно.