Иммунолог из Университета Пастера и популярный блогер Дарья Карташева-Эберц опубликовала в Instagram пост о самых важных научных достижениях в медицине 2021 года. Среди них — впервые выполненная пересадка двух рук и плеча.
Руки — мечта
Феликс Гретарссон получил роковую травму на работе. Ему было чуть больше двадцати, когда он работал электриком. В январе 1988 года Феликса отправили устранять поломку на высоковольтной линии электропередач. Скачок напряжения в 10 000 вольт сбросил Феликса на землю. Его руки были обожжены, а он сам получил множественные переломы и травмы. Почти три месяца мужчина провел в коме, а когда пришел в себя, то узнал, что хирурги, спасая его жизнь, ампутировали обе руки.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПочти 20 лет Гретарссон ждал, когда исполнится его главная мечта: получить руки. На поиски подходящих доноров ушли годы. Но в январе 2021 года их наконец удалось найти.
Операцию, которая длилась больше 14 часов, выполнили во Франции. В ней принимали участие четыре хирургических бригады. Это порядка 50 врачей и медицинских работников. Пересадка рук была невероятно сложной. Дело в том, что верхние конечности у Феликса ампутированы непросто. На правой руке от верхнего конца плечевой кости осталось 9 сантиметров, а вот левой руки не было вместе с частью плеча. Поэтому при трансплантации левой руки её было очень сложно пересадить. Медики приняли решение реконструировать не только руку, но и плечо Феликса, использовав донорскую плечевую кость.
Подобные комбинированные трансплантации руки и плеча до этого никто и никогда не делал. Французские хирурги смогли не только пересадить руки и плечо, но и реконструировать порядка пятнадцати мышц и сухожилий, две артерии, три вены и некоторое количество нервов.
«Я снова смог обнять дочь!»
С момента этой фантастической операции прошел год. Феликс активно разрабатывает свои новые руки и ведет блог в Instagram. Он рассказал АиФ.ru, как изменилась его жизнь после трансплантации.
Посмотреть эту публикацию в Instagram«Я невероятно хорошо освоился и адаптировался к рукам. Средняя скорость роста нерва составляет 1 мм в сутки. Мы ожидали, что у меня будут нервы в локте, но у меня теперь есть нервы и в пальцах! Они появились через 9 месяцев», — рассказывает Феликс Гретарссон.
Он с радостью рассказывает, что может двигать плечом правой руки, сгибать и разгибать руку в локте, а его запястье постепенно становится стабильным. Феликс даже может шевелить пальцами, но пока сразу всеми, а не по одному.
«Левая рука у меня немного отстает, — говорит Феликс Гретарссон. — Но там я могу шевелить плечом и локтем. Две недели назад я даже начал немного двигать указательным пальцем».
2021 год для Феликса выдался трудным. Каждый месяц он ездил в клинику и выполнял тесты на чувствительность и подвижность рук, проходил реабилитацию.
«Каждый месяц у меня маленькие победы, — рассказал АиФ.ru Феликс Гретарссон. — Я наконец обнял свою дочь. Когда я потерял руки, ей было чуть больше четырех лет. И вот я снова смог обнять её!»
У Феликса уже четверо внуков. Никого из них он никогда не держал на руках. На Рождество он поехал в Исландию и впервые смог покачать самого младшего из них.
Посмотреть эту публикацию в Instagram«Моему четвертому внуку был один месяц. Мне удалось сесть с ним на руках без посторонней помощи, — рассказывает он. — Я чувствовал его тепло и давление в своей руке. Чувствительность еще не до конца восстановилась, но я ощущаю прикосновение. Правда, если закрою глаза, мне будет трудно определить, где ко мне прикасаются».
Феликс редко использует корсет или другие подобные устройства для поддержки левой руки. Он иногда надевает экзопротез, если идет на большие расстояния, но дома им не пользуется.
«Пока я не в полной мере ощущаю температуру рук: трудно понять, горячо или холодно. Ощущения немного похожи на электрические разряды. Но с каждым разом чувствительность рук и нервная проводимость становятся лучше, — признается Гретарссон. — Я считаю, что мне исключительно повезло с моей командой. Они сделали несколько операций по пересадке рук раньше, но это была первая операция с целой рукой и частичным плечом. Тем не менее они считают этот проект одним из самых успешных в своей практике».