Чуть больше месяца остаётся до новогодних праздников, а во многих регионах, популярных для отдыха на каникулах, не просто действуют, но и ужесточаются ковидные ограничения: без QR-кодов нельзя попасть в рестораны, музеи, на базы отдыха и в санатории.
Однако цены на новогодние направления всё равно растут на 20–30 процентов. «Октагон» выяснил, чего ждать желающим отдохнуть в России в ближайшие месяцы.
Туристы, планирующие в новогодние праздники отправиться в путешествие по России, не спешат с бронированием. Если обычно в конце ноября все лучшие варианты на популярных направлениях уже заняты, то в этом году предложений на сайтах бронирования всё ещё много.
– Туристы заняли выжидательную позицию не только из-за введения коронавирусных ограничений, но и из-за резкого роста цен на отдых, – рассказала изданию менеджер туристической фирмы Екатерина Мороз. – По сравнению с прошлым годом цены на проживание в отелях в новогодние праздники выросли в среднем на 20–30 процентов. Сильнее всего подорожание заметно в городах Золотого кольца, Нижнем Новгороде, Карелии и Казани. Для заселения в отели требуется QR-код или ПЦР-тест, что не способствует активному спросу.
Туроператоры фиксируют и резкий рост цен на посуточную сдачу квартир: средняя стоимость аренды двухкомнатной квартиры в Ярославле на новогодние каникулы выросла с прошлогодних 5 тыс. до 7–8 тыс. рублей в сутки.
Такие же варианты в Нижнем Новгороде, Казани и Суздале обойдутся уже в 10–12 тыс. рублей.
– Из-за роста цен туристы не спешат с бронированием, очевидно, многие будут в последний момент решать, отправляться ли им в поездку или остаться на праздники дома, – поясняет Мороз. – В нашей турфирме наиболее активно бронируют отдых на даты со 2–3 января. Очевидно, россиян смущает неопределённость с работой ресторанов в новогоднюю ночь и возможный запрет на праздничные банкеты в гостиницах, из-за чего саму новогоднюю ночь они планируют встретить дома.
Также из-за QR-кодов плохо раскупаются автобусные туры по Золотому кольцу, для которых сертификаты обязательны. По словам Мороз, несколько клиентов отменили бронь на тур после введения QR-системы в Татарстане. «Октагон» выяснил, как обстоят дела с коронавирусными ограничениями в популярных для отдыха на Новый год российских регионах.
Ограничения растут, спрос на отдых падает
Ярославская область. Власти региона предоставили местным ресторанам и кафе право работать как с QR-кодами, так и без них. В последнем случае заведение не может быть заполнено более чем на 30 процентов. Скорее всего, такие же правила будут действовать и в новогодние праздники. Торгово-развлекательные центры свободно пропускают всех посетителей, кроме несовершеннолетних без сопровождения взрослых.
– Большинство наших ресторанов сейчас работает с 30-процентной загрузкой, QR-коды мало где просят, – рассказывает жительница Ярославля Кристина. – В популярных местах бронировать стол приходится заранее. В некоторых заведениях ставят условие, что компания из двух-трёх человек может провести у них не больше полутора часов, а из четырёх-пяти человек – не более двух – двух с половиной. Для банкетов на 10 и более человек QR-код нужен в любом случае. Но в некоторых небольших кафе, которые могут закрыться на индивидуальное обслуживание, этот запрет готовы обойти. Фуд-корты в ТЦ убрали большую часть столов и расставили оставшиеся на большом расстоянии друг от друга. Чтобы занять столик, в выходные приходится ждать или есть стоя.
Большинство популярных музеев города, в том числе Ярославский музей-заповедник, тоже работают с 30-процентной заполняемостью, чтобы не требовать у посетителей QR-коды. Очевидно, что в новогодние праздники эти ограничения приведут к большим очередям на входе.
На спектакль в Волковский театр могут попасть только вакцинированные и переболевшие зрители. Селят в гостиницы по кодам или отрицательному результату ПЦР-теста.
Владимирская область. До 15 декабря кафе и рестораны региона не имеют права работать по ночам, однако в остальное время могут принимать посетителей без ограничений. Фуд-корты в ТРЦ должны быть заполнены не более чем на 30 процентов.
– С 15 декабря, аккурат к новогодним праздникам, власти хотят ввести QR-коды в ресторанах и кафе, на торговые центры это ограничение не распространится, – говорит владелец небольшого кафе в Суздале Владимир.
Костромская область. В Костроме действуют самые жёсткие ограничения среди городов Золотого кольца. В рестораны, кафе и торговые центры пускают только при наличии QR-кода, заселиться в гостиницу можно также при наличии медотвода или отрицательного результата ПЦР-теста.
– На деле и в ТРЦ, и в кафе непривитым жителям попадать всё же удаётся, – отмечает местная жительница Елена. – Во многих местах паспорт для подтверждения «куара» не просят, люди проходят по кодам родственников и знакомых. Граждане сейчас заваливают губернатора обращениями по поводу допуска в ТРЦ людей с медотводами, но пока абсолютно безрезультатно. С 20 декабря и в музеи начнут пускать по QR-кодам. Боюсь, что такими темпами область на новогодние праздники останется без туристов – мало кому захочется платить деньги и терпеть весь этот цирк. Все поедут в ту же Ивановскую область, где ограничения недавно смягчили.
Республика Карелия. Эксперты уже говорят о кратном снижении спроса на турпоездки в регион после введения ковидных ограничений. В связи с этим власти пошли на уступки: гостиницы и хостелы, где все сотрудники привиты, имеют право заселять постояльцев без QR-кодов и ПЦР-тестов. Но «куары» по-прежнему требуются для посещения ресторанов и музеев. Однако, как и в Костромской области, паспорт для подтверждения кода не спрашивают почти нигде.
– 23 ноября глава Карелии Артур Парфенчиков заявил, что допускает смягчение ограничений для общепита, но новогодних туристов это вряд ли вернёт, – считает карельский турагент Лариса Рылова. – Даже привитых эти ограничения раздражают, всем хочется отдыхать спокойно, без напряга. К тому же отдых у нас сильно подорожал.
Наряду с Карелией резкий спад спроса на новогодний отдых наблюдается и в Калининградской области. В регионе введены строгие ограничения с 8 ноября по 1 февраля. Без QR-кода даже по результату ПЦР-теста нельзя попасть в рестораны, торговые центры, музеи и другие объекты культуры. В Казани ситуация ещё хуже: после введения системы кодов в транспорте туристы стали массово отказываться от новогодних поездок в регион. Код также необходим в республике для посещения заведений общепита и торговых центров площадью более 400 квадратных метров. По ночам работа кафе и ресторанов запрещена, а значит, ни о каких новогодних банкетах не может быть и речи. Обычно к концу ноября на популярных сайтах бронирования раскупается до 90 процентов предложений на Новый год. В этом году до сих пор остаются свободными 60–70 процентов объектов размещения.
Относительно низкими по сравнению с прошлым годом остаются темпы бронирования новогодних туров и в Сочи. Отельеры ожидают, что спрос может вырасти в декабре, однако никаких предпосылок для этого пока нет.
– Снижение спроса на отдых у нас началось ещё с 1 августа, когда ввели QR-коды для заселения в гостиницы, – делится управляющая мини-отелем в Сочи Светлана. – Намного хуже, чем в прошлом году, идёт бронирование на Новый год и в Красной Поляне, которая обычно пользуется повышенным спросом у туристов. Люди хотят нормального праздника, поэтому чаще выбирают заграницу. У нас и с новогодними банкетами пока нет никакой ясности, нет гарантии, что их вообще не запретят.
Туристы выбирают Турцию и Египет
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе заявила, что этой осенью наблюдается снижение спроса на отдых внутри страны из-за ведения ковидных ограничений. Одновременно с этим рост цен на внутренние направления в новогодние праздники может достичь 10 процентов по оптимистичным прогнозам и 30 процентов по пессимистичным. «На фоне этого у россиян значительно (на 40 процентов) вырос спрос на поездки за рубеж. На новогодние каникулы наши туристы чаще всего покупают туры в Египет, Турцию, Доминикану, ОАЭ и Венгрию», – отметила Ломидзе.
Сами российские отельеры и рестораторы надеются, что все возможные ограничения на новогодние праздники отчасти нивелируются необязательностью их исполнения. В противном случае регионы ждёт новая волна закрытия бизнесов, так как новогодняя выручка традиционно помогает заведениям выживать в условиях сниженного спроса по крайней мере в течение нескольких месяцев.
На деле власти некоторых субъектов действительно закрывают глаза на ограничения, чтобы окончательно не пустить по миру предпринимателей своей вотчины.
Например, ещё в период нерабочих дней, введённых в стране с 30 октября по 7 ноября, Тверская область стала центром притяжения для москвичей, не желающих отказываться от посещения ресторанов в ноябрьские праздники.
– Мы с подругой прекрасно отдохнули в итальянском ресторане под Тверью 4 ноября. В заведении была полная посадка, а местная парковка была забита машинами с московскими номерами, – рассказывает москвичка Наталья. – Требование о закрытии общепита на период нерабочих дней здесь, похоже, никого не волновало. В самой Твери заведения общепита тоже работали. Мы заходили в ресторан быстрого питания, чтобы купить кофе. В новогодние праздники в отдельных регионах развлекательные заведения наверняка тоже будут работать без ограничений, вот туда и можно будет отправиться.
Турагент Елена Зуенко отмечает, что тактика позднего бронирования самостоятельных поездок по России в этом году, скорее всего, окажется наиболее выгодной.
– Многие туристы заранее бронируют несколько вариантов поездки, а в декабре отказываются от них, поэтому предложения точно будут. Кроме того, если спрос на поездки в регион падает, владельцы отелей и квартир, сдаваемых посуточно, ближе к новогодним праздникам опускают цены. После 15 декабря уже станет точно ясно, какие ограничения будут действовать в разных регионах на каникулах, соответственно, определиться с выбором станет проще, – говорит она.
Собеседница полагает, что если цены снизятся, то туристы могут закрыть глаза на неудобства, а в ином случае откажутся от поездки.
– Делать прививку исключительно ради поездок по России люди тоже вряд ли будут. Судя по опросам, пока готовы к этому не более 7–8 процентов путешественников, – резюмирует Зуенко.