Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 348 УК РФ, является установленный военно-правовыми нормами порядок обращения с вверенными оружием, боеприпасами и предметами военной техники, обеспечивающий возможность их использования в любой момент. Соблюдение установленных правил сбережения оружия, боеприпасов и предметов военной техники возлагается лишь на тех военнослужащих, которым эти предметы вверены для служебного пользования.
Под служебным пользованием следует понимать использование оружия, боеприпасов, предметов военной техники на учениях, стрельбах, при несении специальных видов военной службы (караул, конвоирование, патрулирование, внутренняя служба), а также для чистки закрепленного за военнослужащими оружия. Для несения специальных видов службы оружие, боеприпасы и предметы военной техники выдаются в установленном порядке под расписку, сведения о закрепленных за военнослужащими оружии или техническом средстве вносятся в военный билет, удостоверение личности (кроме того, военнослужащий расписывается в книге выданного оружия о получении им оружия). Иное военное имущество, кроме указанного в диспозиции ст. 348 УК РФ, предметом предусмотренного ею преступления быть не может.
Понятие оружия, боеприпасов и предметов военной техники рассмотрено выше. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в действии (бездействии), противоречащем правилам сбережения вверенного военнослужащему оружия, боеприпасов или предметов военной техники, наступлении общественно опасного последствия в виде утраты названных предметов и причинной связи между нарушением правил сбережения оружия, боеприпасов и предметов военной техники и их утратой. Нарушение правил может выражаться, например, в незаконной передаче указанных выше предметов на непродолжительное время посторонним лицам, в том числе военнослужащим, в оставлении этих предметов без присмотра или в местах, не обеспечивающих их защиты от попадания на них осадков, химических реактивов и других разрушающих оружие, боеприпасы, предметы военной техники и т.п. средств. Под утратой оружия, боеприпасов и предметов военной техники понимается их выход из владения военнослужащего помимо его воли. Эти предметы могут быть похищены у него кем-либо, уничтожены или приведены в состояние, делающее эти предметы непригодными к их восстановлению и использованию по назначению.
Причинная связь между нарушением правил сбережения оружия, боеприпасов или предметов военной техники и их утратой является обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 348 УК РФ. Установление ее наличия представляется сложным лишь в случаях, когда, помимо нарушений правил сбережения лицом, которому эти предметы вверены, на предметы преступления воздействовали иные факторы (действия людей, стихийных сил и т.п.). В этих случаях следует исключить возможность воздействия иных сил на предметы преступления, и если при этом утрата оружия, боеприпасов или предметов военной техники не исключается, то ее необходимой причиной является нарушение правил сбережения этих предметов. Если же в подобных случаях утрата имела бы место и при отсутствии нарушения правил сбережения названных предметов, то имевшее место нарушение правил сбережения в причинной связи с утратой соответствующего предмета не состоит. Так, например, военнослужащий, доставив на машине взрывчатое вещество, не разгрузил автомашину и не поместил взрывчатое вещество в спецхранилище, а оставил его в машине, которую поставил в гараж. Ночью в гараже от короткого замыкания возник пожар, обусловивший взрыв взрывчатого вещества, находившегося в машине.
Естественно, нарушение правил хранения взрывчатых веществ имело место, но оно не могло вызвать утрату взрывчатых веществ без воздействия на них высокой температуры, а потому оно в причинной связи с наступившим последствием не состоит. Субъектом рассматриваемого преступления могут быть только военнослужащие независимо от воинского звания и занимаемой должности, которым вверены для служебного пользования оружие, боеприпасы или предметы военной техники, утраченные вследствие допущенных ими нарушений правил сбережения названных предметов. Субъективная сторона данного преступления выражается в одном из видов неосторожной формы вины: легкомыслии или небрежности.
При утрате предмета преступления по легкомыслию виновный сознает, что он нарушает правила сбережения вверенного ему предмета, предвидит возможность его утраты, но не допускает наступления утраты, так как предпринимает меры к ее предотвращению. Однако расчет на предотвращение утраты оказался самонадеянным, объективно не способным обеспечить сохранность вверенного виновному предмета. При утрате вверенного предмета по небрежности виновный не сознает, что допускает нарушение правил его сбережения, и потому не предвидит возможности утраты вверенного ему военного имущества, не сознает, что его действия по соблюдению вверенного ему предмета противоречат установленному порядку хранения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть последствия совершаемого им деяния. Например, находясь на учении, во время привала, виновный снял с себя автомат и положил его около себя, а сам уснул.
Проснувшись, виновный автомата не обнаружил. Поиски положительных результатов не дали. В тех случаях, когда лицо, допустившее утрату, не сознавало и по обстоятельствам дела не могло сознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления утраты и по обстоятельствам дела не должно было и не могло предвидеть утрату имущества, имеет место невиновное причинение вреда. Рассматриваемое преступление отличается от уничтожения или повреждения тех же предметов военного имущества тем, что при утрате виновный непосредственно не воздействует на предмет преступления. Утрата осуществляется под воздействием на предмет преступления иных граждан, сил природы и других обстоятельств. При уничтожении или повреждении тех же предметов виновный воздействует непосредственно на военное имущество, являющееся предметом этого преступления.
ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО УЧЕБНИК Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста РСФСР, доктора юридических наук, профессора Х.М. АХМЕТШИНА; кандидата юридических наук, доцента О.К. ЗАТЕЛЕПИНА