Между Украиной и Белоруссией произошел очередной виток напряженности. Киев запретил белорусским самолетам пролетать над своей территорией. На аналогичные действия пошел и официальный Минск. О соответствующем решении объявил президент страны Александр Лукашенко. Он заявил, что, если Киев закрыла воздушное пространство для белорусских самолетов, то и его страна не будет принимать украинские самолеты. Слова Лукашенко приводит его официальный телеграм-канал «Пул первого».
Такое решение было продиктовано тем, что Украина запретила в конце мая белорусским самолетам пользоваться своим воздушным пространством и прекратила авиасообщение. Теперь для полетов, как сказал сам Лукашенко, придется делать небольшой крюк «минут в 40-50».
Напомним, что авиационный кризис был спровоцирован ситуацией с самолетом ирландской авиакомпании Ryanair, который пролетал над Белоруссией из Афин в Вильнюс. Белорусские диспетчеры заявили, что у них есть сообщение от движения «Хамас» о минировании борта ирландской авиакомпании. Борт сел для проверки в Минске. Никакой бомбы на его борту не нашли.
Однако по совпадению на борту находился оппозиционный блогер Роман Протасевич, основатель телеграм-канала Nexta. В Белоруссии его разыскивают за экстремизм и организацию массовых беспорядков. Скорее всего, посадку рейса организовали спецслужбы Белоруссии для поимки блогера.
Евросоюз уже обвинил Белоруссию в принуждении к посадке борта под выдуманным предлогом. С начала июня вступил запрет на использование белорусскими авиаперевозчиками воздушного пространства и аэропортов Европы. Сами компании также перестали летать над Белоруссией.
Лукашенко отказался пустить самолеты в Крым и признать российским
Отметим, что арест Романа Протасевича был не просто местью за его деятельность в Сети и негативные высказывания против самого Александра Лукашенко. Блогер стал так активно сотрудничать со следствием, что его признания вызвали шок среди белорусских оппозиционеров, а также у совладельца компании «Уралхим», российского миллиардера Дмитрия Мазепина. Даже не называя его имени напрямую. Но егно фамилия была вычислена очень быстро. Его Протасевич обвинил в финансировании Nexta и белорусских протестов. Оправдания самого Мазепина, который все отрицал, были не очень убедительны.