Временно исполняющий обязанности премьера Армении Никол Пашинян обратился к президенту России с просьбой о помощи и в то же время оповестил, что помощь уже готова оказать Франция. Пашинян написал Путину письмо, где сослался на Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1997 года. Он указал, что Азербайджан посягнул на территорию Армении, и теперь Ереван просит Россию оказать ему помощь, в том числе военную.
Поводом для обращения послужила ситуация в Сюникской области, уточняет«Sputnik Армения». Дело в том, что 12 мая Армения объявила, что азербайджанские военные пытались провести подозрительные работы на одном из приграничных участков под предлогом «уточнения границ». На следующий день Пашинян назвал случившееся покушением на суверенную территорию Армении. Он подчеркнул, что военные Азербайджана в районе озера Севлич вошли вглубь Армении на 3,5 км.
Вместе со своей просьбой к Путину Никол Пашинян сообщил, что Франция готова помочь в урегулировании конфликтной ситуации на границе с Азербайджаном в рамках мандата ООН.
Блеф или очередной вызов России на постсоветском пространстве?
На данный момент у Франции нет мандата Совбеза ООН, и пока совершенно неясно есть ли на него хоть какие-то перспективы. Однако в данном случае, если слова Пашиняна верны, важен сам факт того, что Франция готова оказать Армении военную помощь. В то же время ОДКБ только «словесно выражает непреклонную решимость, но вопрос лишь в стадии изучения», отметил блогер, обозреватель Анатолий Несмиян.
Он предположил, что вероятная в будущем попытка Франции потеснить Россию с позиции одного из ключевых (наравне с Турцией) субъектов в деле урегулирования карабахского конфликта означает распад полотна зоны влияния России.
«Честно говоря, даже как-то не верится, что всё начинает вот так быстро рассыпаться. Хотя, скорее всего, в отличие от распада СССР всё будет происходить гораздо более мучительно», - спрогнозировал Несмиян.
Он посетовал, что в ложившейся ситуации нельзя действовать реактивно. Особенно – принимать решения с опозданием, когда пространство для решений сужается до рамок невыгодных обстоятельств.
Зона влияния России распадается, поскольку, насколько складывается впечатление, нет никакой проектности и инициативы. «Всё делается «по факту», решения запаздывают и принимаются, когда обстановка перешла на другой уровень, а предыдущий этап уже зафиксирован»,- продолжил эксперт.
Впрочем, внешнеполитическая работа на уровне сиюминутной тактики может довольно долго поддерживать позиции России. Однако желающих их потеснить становится всё больше.