Угроза третьей волны коронавируса вынуждает население осваивать валютные накопления
Россияне сметают с полок магазинов крупную бытовую технику, как это всегда происходило на пике любого кризиса. Продажи с января по март впервые обошли показатели уже далекого и докризисного 2014 года. По словам опрошенных «МК» экспертов, люди действуют абсолютно рационально: предвидя дальнейшее ослабление рубля и закономерное удорожание импортных товаров, они стремятся потратить деньги до повышения цен. Впрочем, это далеко не единственная причина такого меркантильного поведения.
ФОТО: ГЕННАДИЙ ЧЕРКАСОВ
В I квартале 2021 года отечественные обыватели приобрели 3,3 млн единиц техники для дома и кухни — прежде всего, холодильников, стиральных и посудомоечных машин, а также встраиваемых варочных панелей, вытяжек и пылесосов. На все это они потратили 76,3 млрд рублей. Продажи выросли на 10% год к году, подсчитала группа «М.Видео-Эльдорадо». Тенденция четко обозначилась еще в 2020-м: на фоне пандемии спрос на бытовую технику в целом увеличился на 22%, а всего ее было куплено более 11 млн единиц.
«Люди трезво оценивает реальность и те риски, что их ждут впереди, — говорит ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. — Это как «стрельба по-македонски — с двух рук одновременно. В бою подобный метод позволяет упредить действия противника, а в экономике — успеть купить вещи далеко не первой необходимости пока они не выросли в цене».
Рубль продолжает слабеть, санкционное давление — усиливаться, все это отзывается в подсознании четкими сигналами. Обыватель понимает, что дальше будет только хуже, что цены на импортные товары неминуемо взлетят. Сегодня общая инфляция держится на уровне 5,8% в годовом измерении, а инфляционные ожидания — в районе 14%. Кроме того, напоминает Масленников, есть еще такой фактор, как циклическое обновление всей линейки бытовой техники и электроники. В 2000-х годах приборы для дома работали вдвое дольше, чем сегодня: рынок заполонен некачественной продукцией, которая выходит из строя вскоре после истечения гарантийного срока.
Другое ключевое обстоятельство, разгоняющее внутренние цены, связано непосредственно с пандемией и с международными карантинными и визовыми ограничениями. Отказываясь от зарубежных турпоездок, россияне переводят часть ранее запланированных расходов на отечественный рынок. Режим удаленной работы, необходимость постоянно присутствовать в информационном пространстве, требует от них приобретения компьютеров, мониторов и прочих электронных гаджетов и периферии, причем зачастую для всех членов семьи.
«Я вижу несколько причин, по которым продажи крупной бытовой техники значительно выросли, — говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. — Во-первых, пандемия. Для ушедших на «удаленку» людей особую актуальность получил вопрос обустройства, комфортности жилья, в котором им сегодня приходится находиться безвылазно. Второй момент — программа льготной ипотеки, оживившая рынок недвижимости. Покупая квартиру, вы не обойдетесь без дорогостоящей техники — холодильников, телевизоров, стиральных машин и электроплит».
Кроме того, многие переходят на стандарт домашнего потребления и заготовок — это общемировой тренд. Вместо трат на рестораны и кафе россияне предпочитают чаще готовить дома, покупать продукты на более долгий срок. В результате растут продажи кофемашин, хлебопечек и морозильных камер. Последние также требуются на дачах, куда люди стали активно ездить из-за отсутствия возможности отдохнуть за границей или в регионах страны.
Конечно, резюмирует Деев, население абсолютно справедливо опасается дальнейшего раскручивания спирали инфляции и роста цен на товары длительного пользования. Давно замечено, что крупногабаритная техника всякий раз дорожает из-за увеличения стоимости доставки и комплектующих, а также — девальвации рубля. По Именно по этим причинам, разным оценкам, с начала года цены на бытовую технику выросли в среднем на 10-20% в зависимости от категории и производителя.