Премьер-министр Михаил Мишустин поручил Роспотребнадзору, Минздраву и Минюсту разработать временные правила доставки вакцины от коронавируса в центральные больницы. Срок исполнения — до 8 декабря. Срочно организовать масштабную вакцинации в России поручил Владимир Путин.
По словам президента, в ближайшие несколько дней в России произведут более двух миллионов доз вакцины «Спутник V». Предполагается, что первыми прививки сделают врачам и учителям. Будут прививать и чиновников. Вакцинация военнослужащих уже началась.
До этого глава государства подчеркивал, что вакцинация россиян будет бесплатной и добровольной. «Это невозможно сделать в обязательном порядке… Хотя вы знаете, что многие также приняли на добровольной основе участие в испытаниях вакцины», — заявил Песков.
Детали того, как будет протекать предстоящая прививочная кампания, пока малоизвестны. По данным «СП», Минздрав (возможно и другие ведомства) запретил сотрудникам, имеющим прямое отношение к созданию и распространению вакцины, давать комментарии об этом в СМИ.
Вакцинация в первую очередь врачей и учителей, а не например чиновников, имеет несколько причин, — говорит социальный психолог Алексей Рощин.
С одной стороны нужны более подневольные люди, чтобы легко обеспечить давление на них в нужную сторону (к тому же учителя и врачи — более многочисленная группа). А с другой, они более беззащитны. Чиновники все-таки могут огрызаться, совать палки в колеса, а учителя традиционно почти никогда не протестуют.
Ну, а кроме того, учителя и врачи действительно находятся в наиболее опасном положении. Первые работают с детьми, которые часто являются бессимптомными носителями вируса и поэтому заражают учителей. А врачи напрямую работают с больными. В этом смысле тут все логично.
— Обязательная прививка от коронавируса не объявлена нашим законом, поэтому вакцинация будет добровольная, — рассказал нам на условиях анонимности авторитетный источник «СП» в медицинских кругах. — В случае отказа от прививки могут пригрозить переводом на другую работу. Такие вещи не исключены. Но вряд ли тут возможны какие-то масштабные нарушения.
Заставлять никого не будут хотя бы потому, что вакцины в том, количестве, которое нужно, сразу быть не может. Ее же будут постепенно производить. В декабре выпустят два миллиона доз. Это немало, но желающих будет намного больше. У нас сейчас примерно 25 процентов населения хотят вакцинироваться. Это много миллионов человек. Поэтому поначалу будет дефицит.
«СП»: — Какая доля россиян должна привиться, чтобы выработать устойчивый иммунитет у населения страны?
— Нужно привить больше половины населения, чтобы получить хороший результат. Это не считая детей, которых сейчас, видимо, прививать не будут. Но потом и их тоже надо будет прививать. Это огромного масштаба задача. В последние десятилетия такого не было.
«СП»: — Кажется, в 1960-х годах была знаменитая история с оспой в Москве, когда всего за неделю было привито целых 6 млн человек. Или тут нельзя проводить параллель?
— Мне довелось быть участником борьбы с той эпидемией. С оспой все было очень хорошо отработано. Тогда еще действовал ленинский декрет от 1918 года об обязательном оспопрививании. Отказаться от прививки было нельзя. Технологии прививки была очень простая. Себестоимость одной дозы — 1 советская копейка.
Поэтому возможно было привить миллионы людей за очень короткое время. Для нынешнего времени это грандиозная задача. И для России, и для всего мира. То, как та или иная страна будет справляться с задачей вакцинации, будет хорошим показателем того, что представляет собой медицина, промышленность и организация в этой стране.
«СП»: — А сколько будет стоить вакцина от коронавируса для государства?
— Себестоимость не будет высокой. Конечно, это не 1 копейка, а где-то 2−3 тысячи рублей. Для такого большого дела это немного.
Главным производителем вакцины на первом этапе, те 2 млн доз, о которых сказал Путин, будет НИЦ им. Гамалеи, который ее и разработал. Процесс уже идет. Другие производственные площадки пока не задействованы. Но в одиночку НИЦ им. Гамалеи все равно не справится. Нужно подключить и других.
— Нашим людям эта вакцина нужна. Столько, сколько нужно сейчас, мы все равно быстро произвести не сможем. Только если отложить на годы… Так что нужно подключать международные возможности.
По словам директора «Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского», д. б. н. Светланы Комбаровой, государство должно действовать убеждением.
— Сначала для вакцинации будет использоваться препарат разработки НИЦ им. Гамалеи, чуть позже ожидается вакцина разработки ГНЦ ВБ «Вектор».
Людям следует спокойно воспринимать предстоящую кампанию по вакцинации. Эта вакцина прошла все необходимые испытания, доказала свою безопасность. Конечно, и дальше будут накапливаться сведения о ее эффективности и окончательной безопасности. Но в принципе, все уже в порядке. По возможности надо вакцинироваться. Но принуждать никто никого не будет. У каждого может быть свое мнение на этот счет.
«СП»: Мнений у нас много, но здоровье одно. Те, кто по каким-то причинам откажется вакцинироваться, подвергнут опасности здоровье других. Не зря ведь при поступлении детей в детсад, школу с родителей требуют прививки… Разве тут не схожий случай?
— Конечно, важно такое понятие как популяционный иммунитет. Он уже начинает формироваться естественным образом, потому что есть переболевшие, у которых накапливаются антитела, но этого недостаточно. Нужно думать о том, чтобы инфекция не вернулась. Хорошо бы вакцинировать не менее половины населения.
Надеюсь, люди проявят сознательность. Но заставлять все равно не получится. Наверное, будет полезна прививочная кампания — людей нужно убеждать. При этом нельзя скрывать, что могут быть и побочные явления. Это бывает. Вакцина — не святая вода. Конечно, она действует на иммунную систему.
О личном опыте прививки от COVID-19 «СП» рассказал москвич Антон Евсеев.
— По образованию я биолог и со студенческих лет хожу на всякие исследования. Мне это интересно. А кроме того, это возможность подзаработать, поскольку такие исследования не бесплатны. Поэтому узнав об испытании вакцины «Спутник V» я решил принять участие. Это было еще в сентябре.
«СП»: — Не боялись?
— Опасений за свое здоровье у меня не было. Неизвестное меня не пугает, а привлекает. К тому же я не в первый раз тестировал вакцину, знаю все этапы. Это был уже третий этап на людях, а до этого был еще на животных. Вероятность плохого исхода была ниже, чем погибнуть в Москве от землетрясения.
«СП»: -Как проходила сама процедура?
— Сначала было обычное обследование терапевта. Послушали, померили давление — всё как при обычной диспансеризации. Затем взяли анализ крови для выяснения нет ли у человека тяжелых заболеваний (например, ВИЧ). Результаты были уже на следующий день. Противопоказаний не было.
Перед прививкой провели стандартный для всех вакцин инструктаж: три дня не пить алкоголь, меньше курить, избегать нагрузок. А потом сделали прививку. Она прошла очень легко, хотя обычно у меня вакцинации идут тяжеловато. Не было не скачков давления, ни тошноты, ни вялости. Температура не повышалась.
На протяжении следующих трех недель все было хорошо. Потом мне сделали ревакцинацию — никаких неприятностей тоже не было.
«СП»: — Как всё гладко…
— Возможно, всё дело в том, что вакцина рекомбинантная. Там, по сути, возбудителя, как такового, нет. Там есть пустой чехол от аденовируса, на который прилеплен белок — антиген коронавируса. Это совершенно искусственная конструкция. Ее нельзя считать возбудителем.
«СП»: — И каков результат прививки?
— Анализы показали наличие антител IgG на необходимом уровне. Значит все нормально. Теперь обещают как минимум полгода иммунитета.