На вопросы нашего корреспондента, связанные с отменой с 1 января 2021 года специального режима налогообложения в виде единого налога на вменённый доход, отвечает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике Юрий Афасижев.
– Юрий Сафарбиевич, как относится институт бизнес-омбудсмена к предстоящей отмене единого налога на вменённый доход?
– Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) был введён двадцать лет назад для отдельных видов деятельности, включая розничную торговлю, общественное питание, услуги. За это время он успел стать вторым по востребованности спецрежимом после упрощённой системы налогообложения (УСН). Сколько бы предприниматель ни заработал, он платил от 7,5 до 15% вменённого дохода, что позволяло бизнесу «встать на ноги», развиваться, осваивать новые виды деятельности с минимальными рисками и издержками. Органам местного самоуправления, пользующимся правом корректировки коэффициента базовой доходности, он давал возможность вести гибкую политику для повышения инвестиционной привлекательности своих территорий.
Институт уполномоченных по защите прав предпринимателей инициировал ряд организационно-правовых мер, направленных на продление режима ЕНВД до 2024 года с учётом возможных негативных экономических последствий в связи с его отменой. Прогнозируются закрытие или уход «в тень», дробление бизнеса, снижение занятости, рост потребительских цен, существенный рост налоговой нагрузки при переходе на альтернативные режимы налогообложения. Полагаем также, что ухудшит ситуацию накопление долгов по отсроченным налоговым и страховым платежам для видов экономической деятельности, пострадавших отраслей в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Однако при этом основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов продление действия системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход не предусмотрено.
Эксперты, возражающие против продления ЕНВД, считают, что он не учитывает масштабы экономической деятельности и применяется вне зависимости от размера выручки или дохода налогоплательщика. На момент его введения отсутствовали современные технологии налогового администрирования, поэтому и было принято решение исчислять ЕНВД с физических показателей: площади торгового зала, количества автотранспортных средств, работников и т.д.
– Есть ли пути минимизации рисков, которые могут возникнуть при отмене ЕНВД?
– В республике на сегодня 5150 действующих плательщиков единого налога на вменённый доход, и для них важно обеспечить плавный, «бесшовный» переход на другие режимы налогообложения. Это потребует совершенствования упрощённой (УСН) и патентной (ПСН) систем. На региональном уровне предлагаем ввести переходный период, в том числе продлить на год без ограничений категорий налогоплательщиков льготные ставки по УСН в размере одного процента по базе «доходы» и пяти процентов по базе «доходы минус расходы», стоимость патента в размере одного рубля, принятые для видов экономической деятельности, пострадавших в период ограничений по причине пандемии. Важным фактором также видится широкая информационная кампания, разъясняющая особенности перехода на альтернативные режимы налогообложения – УСН и ПСН.
– В чём они состоят?
– Организации и индивидуальные предприниматели с отменой ЕНВД могут перейти на упрощённую систему налогообложения, а индивидуальные предприниматели – на патентную или платить налог на профессиональный доход. По УСН действующие ставки составляют 9, 12 и 15 процентов в зависимости от лимитов по выручке, среднесписочной численности работников. Патент можно совмещать с любой системой налогообложения. Например, купить патент на розницу, а по остальной деятельности применять упрощёнку. Объектом налогообложения признаётся потенциально возможный доход по виду предпринимательской деятельности. Налоговая ставка устанавливается в размере шести процентов. Средняя численность работников – не более 15 человек, а доходы от всей патентной деятельности – не выше 60 миллионов рублей.
Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые перейдут на новый специальный налоговый режим (самозанятые), смогут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке. При реализации товаров – четыре процента, при реализации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – шесть процентов. При этом установленные ставки не будут увеличиваться на протяжении десяти лет.
Те, кто не определится с выбором, с 1 января 2021 года автоматически будут переведены на общий режим налогообложения. То есть организации должны будут платить НДС и налог на прибыль, а индивидуальные предприниматели – НДС и НДФЛ.