Иван Александрович Баранов пришёл на ММК в 1959 году после службы в армии. Окончил вечернее отделение МГМИ по специальности "Электропривод и автоматизация промышленных установок". Работал на КХП, в мартеновском цехе № 1. С 1976 по 1978 год трудился старшим инженером в Турции на Искендерунском металлургическом заводе. По возвращении назначен главным энергетиком УКХ ММК. С 15 сентября 1983 года - помощник начальника ККЦ по электрооборудованию. Иван Александрович уделял большое внимание сохранению истории цеха, собирал документы и фотографии для цехового музея. Ветерана ММК и ККЦ уже нет в живых, но его воспоминания хранят множество имён и неизвестных фактов.
С проектирования и строительства конвертерного цеха началось второе рождение комбината. Конвертерный комплекс стал последним подарком великой державы по имени СССР первенцу социалистической индустрии, Магнитке, и - всей России. Называю конвертерный цех своим, потому что он занимает особое место в моей жизни - я отдал ему своё сердце. В Магнитогорске немало людей, которые вправе говорить: это мой цех. Есть они и вне нашего города: конвертерный строила вся страна. О некоторых из них хочу рассказать. Многих уже нет в живых, но их мысли и труд материализованы в компоновке цеха, в машинах и агрегатах.
Комбинат и конвертерный цех - это дед и правнук. Крепкий правнук, давший деду свои молодые силы и надежду на будущее. Конвертерная сталь обеспечивает возможность дальнейшей реконструкции комбината, и потому ККЦ можно назвать тягачом городской и областной экономики. Днём рождения цеха принято считать день выдачи первой продукции - 2 ноября 1990 года. На самом же деле цех родился значительно раньше. Может, в тот миг, когда рукой конструктора была нанесена последняя линия на чертеже? Или, когда строитель снял каску, вытер лоб и сказал: готово! А монтажник и наладчик добавили: включай! Таких дней до первой плавки не счесть, но без них нет корней. А без корней никто и ничто стоять и жить не может.
Первые разговоры о строительстве цеха начались в начале семидесятых.
Я тогда работал в первом мартеновском цехе. Технический проект был принят Минчерметом и Совмином в 1976 году. Разработал его Челябинский ГИПРОМЕЗ. Участвовал в этом и сын легендарного Г. И. Носова Константин Григорьевич. "Много занимаюсь конвертерным цехом", - эту фразу услышал от него во время одной мимолётной встречи. Потом вопрос "тлел" много лет. Носов получил другое назначение и уехал из города. И лишь совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 февраля 1985 года ККЦ был дан зелёный свет, и дело стало набирать обороты. В марте 1985-го вышло рабочее распоряжение Совмина на строительство первой очереди магнитогорского конвертерного цеха мощностью в пять миллионов тонн стали в год. Пуск наметили на 1989-й. По словам одного из авторов проекта П. П. Ильина, вопрос о строительстве ККЦ был "сдвинут" благодаря усилиям лауреата Государственной премии, бывшего начальника мартеновского цеха № 1 Геннадия Васильевича Чернушкина. Он вместе с работниками магнитогорского и московского ГИПРОМЕЗов и Минчермета многое сделал для того, чтобы появилось это решение. Скептики, которые считают некоторые упущения в работе цеха ошибками проектирования, заблуждаются.
ККЦ никогда не вышел бы на современное производство, если бы в его проект не были внесены лучшие на тот период времени технические и объёмно-планировочные решения.
Восемь лет я был свидетелем и участником зарождения цеха: в проектах, в строительстве и монтаже оборудования, в наладке и обкатке. Видел, как много энергии тратили работники ГИПРОМЕЗа и комбината, чтобы вложить в проект всё лучшее: идеи, апробированные в аналогичных цехах страны или в мировой практике. Совершенство не имеет предела, но желание сделать абсолютно всё по последнему слову техники было у всех участников. Это оказалось непросто: некоторые государственные структуры зорко следили за тем, чтобы объекты строительства сделать дешевле. По большому счёту, технологический рисунок существующего конвертерного цеха определили пять специалистов. Это Евгений Николаевич Семёнов, в то время заместитель начальника технического отдела ММК по новой технике, заместитель начальника УКСа ММК по строительству конвертерного цеха, имевший огромный опыт сталеварения, Геннадий Васильевич Чернушкин и работники ГИПРОМЕЗа - начальник сталеплавильного отдела Александр Александрович Овчинников, главный специалист конвертерного отделения Пётр Петрович Ильин и главный специалист отделения непрерывной разливки стали Александр Иванович Пылаев.
Трудно отразить все события этого грандиозного проекта и показать всех его участников. К тому же, я не мог знать всех деталей: слишком много организаций, институтов, отделов, заводов, конструкторских бюро и людей было задействовано. Расскажу о том, что было близко мне по роду деятельности. Ещё в начальной стадии рабочего проектирования цеха по инициативе Валентина Фёдоровича Сарычева для решения возникающих проблем по оборудованию и кадрам были назначены специалисты. В их числе был и я. На представлении и утверждении у директора комбината мы были вместе. Инженер-энергетик ЦЭС Анатолий Дмитриевич Анциферов вышел из кабинета директора помощником начальника цеха по энергооборудованию, механик слябинга Виктор Григорьевич Щуров - помощником начальника ККЦ по механооборудованию. В моей трудовой книжке 15 сентября 1983 года появилась запись: "Назначен помощником начальника конвертерного цеха по электрическому оборудованию". Исполнилась давняя мечта - работать в новом цехе с самого начала!
Мы были помощниками начальника цеха, но начальника пока не было.
Мы понимали, какая ответственность на нас лежит, но не паниковали - сказались комбинатская выучка и стаж работы.
Профессиональных навыков хватало, стратегию успеха знали, а вот с тактикой предстояло разобраться. Много раз бывали в работающих конвертерных цехах страны: в Череповце, Липецке и Жданове. Это была великолепная школа, вооружившая нас тактически. Осмотрели всё оборудование, побывали на всех участках, переговорили со многими специалистами и стали чётко представлять, что нужно делать и чего не следует допускать. Инженеры, мастера и рабочие щедро делились с нами опытом и знаниями. А. И. Слонин, назначенный начальником конвертерного цеха, придавал большое значение такому обучению. В результате в период пуска на рабочих площадках нашего цеха стояли не дилетанты, а знатоки своего дела. Были и приглашённые специалисты. Первым старшим мастером конвертерного отделения стал В. М. Бузинник из Череповца. На должность помощника начальника по разливке пригласили из Липецка В. Д. Киселёва - он был первым специалистом по разливке стали на машинах непрерывного литья заготовок на ММК.
Из воспоминаний Ивана Баранова, инженера-электрика, ветерана ММК
Продолжение следует