Царь Лидии Крез был одним из соперников Кира в борьбе за власть над Азией. Имя этого царя стало нарицательным, а сохраненные Геродотом истории — основой для произведений искусства в Новое время. В итоге, легенда о Крезе заслонила реального царя.
История династии лидийских царей Мермнадов известна благодаря сочинению Геродота. Основателем династии был полководец Гигес, свергнувший и убивший царя Лидии Кандавла. Этот царь первым завязал контакты с греками и со святилищем в Дельфах. Его золотые и серебряные дары святилищу стояли там еще во времена Геродота.
Гигес и его преемники пытались завоевать греческими полисами на побережье. Им удавалось подчинять на короткое время греческие города, но сильнейший из них, Милет, отражал все нападения.
Дед и отец Креза, цари Садиатт и Алиатт, много лет воевали против Милета. Они опустошали землю вокруг города, разбивали милетян в бою, но взять город не смогли. Мир между Лидией и Милетом был заключен при посредничестве Дельф. В дальнейшем сын Алиатта Крез продолжал поддерживать связи со знаменитым святилищем.
Царь Крез унаследовал власть около 560 года до н. э. и продолжил воевать с эллинами. Он смог подчинить своей власти все греческие полисы Малой Азии, а с островными полисами заключил союз. Под властью царя была вся Малая Азия к востоку от реки Галис кроме Ликии и Каппадокии.
Геродот сохранил подробности контактов между Крезом и Дельфами. Его рассказ полон анекдотических деталей вроде испытания оракулов, которое затеял лидийский царь. По мнению исследователей, источник сведений Геродота — рассказы дельфийских жрецов. Якобы, Крез послал спросить каждое из святилищ, чем он сейчас занят. Самым точным был переданный ему ответ пифии — царь варил в медном котле черепаху и ягненка.
Перед войной с Киром Крез сделал щедрые пожертвования Дельфам. Дары лидийского царя видел и описывал Геродот. Дельфы не только дали Крезу предсказание, но и стали посредниками в союзе между ним и Спартой.
Ко времени расцвета могущества Креза Геродот относит историю о встрече царя Лидии с афинянином Солоном. Крез показывал гостю из Греции свои богатства и спросил, кого он считает самым счастливым человеком в мире. Царь ожидал, что Солон назовет самым счастливым его, но вместо этого гость рассказал ему о афинянине Телле, который увидел как растут его сыновья и внуки и в старости погиб в бою за Афины. Вторыми по счастью оказались аргосские атлеты Клеобис и Битон, вместо быков впрягшиеся в колесницы, чтобы доставить в храм свою мать — жрицу Геры.
Солон сказал Крезу, что сможет ответить на вопрос, насколько царь Лидии счастливый человек, только когда его жизнь подойдет к концу. По Геродоту, Крез вспомнил об этом разговоре, когда шел на казнь.
Солон отправился в путешествие на восток после проведения реформ в 590-е годы до н. э. Хотя сам факт путешествия признают реальным, историю о встрече афинянина с царем считают выдумкой.
Многие авторы писали, что Солон был в Египте и Лидии. Но только Геродот, что его собеседниками были фараон Египта Амасис и Крез, правившие в 550-е годы до н. э. Противоречие заметили уже в древности, и на его основании считали рассказ о встрече Солона и Креза вымыслом. Диоген Лаэртский нашел решение, перенеся путешествие Солона на несколько десятилетий вперед. Плутарх считал рассказ важной характеристикой высокого нрава Солона и не считал возможным отвергнуть его из-за «каких-то хронологических канонов».
История о визите Солона к Крезу всегда идет в паре с историей об отмене казни Креза Киром после того, как поверженный царь Лидии рассказал победителю о словах афинянина. Эта история — вымысел, которая должна была проиллюстрировать слова о переменчивости человеческого счастья.
Как говорилось выше, между 550 и 546 годами до н. э. царь Лидии заключил союз со Спартой. Он понимал, что война с Киром неизбежна и рассчитывал на наемников, которых ему могла дать Спарта.
О войне Креза и Кира есть пространный рассказ Геродота и скупое свидетельство вавилонской Хроники Набонида. Оно сообщает, что Кир завоевал некую страну (название испорчено), убил ее царя и разместил там свой гарнизон. Этой страной считают Лидию, а убитым царем — Креза.
Согласно Геродоту, войну начал Крез. Формально он мстил за своего свойственника Астиага, но по факту хотел расширить владения Лидии. Кир попытался решить конфликт миром. Он предлагал Крезу стать его вассалом — царь Лидии сохранил бы свои владения в качестве зависимого правителя. Естественно, гордый Крез отверг такое предложение.
Фараон Египта Амасис отправил Крезу небольшое войско в качестве подкрепления. Кроме того, в армии царя Лидии были греки-ионийцы из зависимых от него полисов побережья. Кир попытался убедить их оставить Креза, но безуспешно.
Исход битвы при Птерии в 547 или 546 году до н. э. в Каппадокии остался нерешенным. После нее Крез увел свои войска на зимние квартиры. Кир, в свою очередь, вновь собрал войско и вторгся в Лидию.
Исход войны решался не только на границе царств, но и на побережье. Милет объявил о переходе на сторону Кира. В других греческих полисах Ионии шла борьба между сторонниками Персии и Лидии. Гражданин Эфеса Еврибат должен был набрать наемников для Креза на Пелопоннесе, но вместо этого перешел на сторону Кира. Скорее всего, история Еврибата была не единственной. Известно, что царь Персии наградил грека Питарка, передав ему доходы от семи полисов Малой Азии.
Новая битва между армиями Персии и Лидии состоялась недалеко от лидийской столицы Сард. Крез был разбит и укрылся в своей столице. Через две недели Сарды пали. Новость об исходе битвы достигла Спарты, когда спартанская эскадра готовилась отплыть на помощь Крезу.
Сокровища, накопленные Мермнадами, отправились в столицу Кира. Сарды стали столицей новой сатрапии, во главе которой был поставлен персидский военачальник Табал. Вслед за Лидийским царством Кир подчинил своей власти и греческие полисы, которые прежде были подданными Креза.
Геродот, а вслед за ним и другие авторы, сохранил рассказ о том, что Кир в последний момент пощадил Креза, впечатленный его рассказом о встрече с Солоном. Бывший царь стал советником своего победителя, а затем и его сына Камбиса.
Геродот описывает жизнь Креза при дворе персидских царей. Вскоре после завоевания лидийцы восстали. Кир хотел обратить их за это в рабство, но бывший лидийский царь отговорил его от такого решения. Крез посоветовал царю запретить лидийцам носить оружие и приказать им учить детей игре на кифаре и мелочной торговле.
Перед войной с массагетами на военном совете Крез вопреки мнению других полководцев, выступавших за оборонительную стратегию, посоветовал Киру самому напасть на них. Кир последовал этому совету и погиб.
Позже сын Кира царь Камбис в гневе хотел убить Креза, но бывший царь убежал. Камбис приказал страже найти и убить Креза, но воины, зная переменчивый характер повелителя, предпочли спрятать его советника, пока царский гнев не прошел. Успокоившись, Камбис обрадовался, что Крез жив, но все равно казнил ослушавшихся его воинов. Больше последний из Мермнадов не упоминался в «Истории» Геродота.
Такова история Креза, изложенная Геродотом. Но другие современные событиям источники говорят иное. И, основываясь на них, можно не сомневаться, что царь погиб вместе со своим царством.
Поэт Вакхилид, современник Геродота, в одной из своих од рассказывает об участи Креза. Согласно ей, царь Лидии не хотел стать рабом завоевателей. Он приказал сложить перед своим дворцом костер и поднялся на него с женой и дочерями. Оттуда Крез воззвал к Аполлону и напомнил ему о своих дарах святилищу в Дельфах.
После этого Зевс погасил пламя, а Аполлон перенес царя и его семью в счастливые земли гипербореев. Такой участи Крез удостоился за свое благочестие. Можно предположить, что Крез действительно покончил с собой на костре, а затем была придумана история о спасении его богами.
Примеры самосожжения вместе с семьей, чтобы не попасть в плен к завоевателям, известны. Также поступили ликийцы и кавнии, когда после Лидии персы вторглись в их земли. Из истории VII века до н. э. известны схожие примеры в Ассирии.
Смерть Креза была популярным сюжетом в Греции того времени. Сохранилась аттическая краснофигурная ваза, изготовленная на рубеже VI и V веков до н. э. Художник изобразил царя взошедшим на погребальный костер. Крез одет в царское облачение и держит чашу для последнего возлияния богам в то время как слуга готовится поджечь костер.
Интересно, что художника, сделавшего изображение, звали Мисон. Это может указывать на происхождение его или его предков из малоазийской области Мисии, находившейся под властью царей Лидии.
Судьба Креза в изложении Геродота стала иллюстрацией тезиса о переменчивости судьбы. Царь погиб, потерпев поражение, и вместе с ним погибла Лидия, как независимое царство.