Из года в год проблемы, препятствующие развитию туризма, не решаются. Это прежде всего транспортная доступность. Дорогие билеты на самолеты и поезда. Старые автобусы дальнего следования, которые часто попадают в ДТП, старые вагоны поездов. При этом цены при таком низком уровне сервиса завышенные.
Вторая подпроблема транспортной доступности — это очень плохие дороги. Основные магистральные федеральные трассы загружены, из-за чего возникают пробки. Большинство проселочных и горных дорог без асфальта либо с разбитым твердым покрытием. Это серьезное препятствие для “дикарей” и автомобильных туристов. Отдых в Одессе или в Крыму по уровню сервиса скорее лучше. Хотя в последние годы руководство республики некоторые участки трасс расширило и реконструировало.
Развитие туризма также упирается в нерешенность и других инфраструктурных проблем. В частности, из года в год не строятся очистные сооружения для очистки канализационных стоков, которые реками впадают в Каспийское море. Грязное море — еще одна веская причина не приезжать в Дагестан.
Еще одна причина — во многих горных райцентрах нет гостиниц. Например, Хунзах который расположен на самом большом и высоком плато Кавказа. Никто до сих пор не догадался там построить гостиницу, хотя туристов приезжает все больше и больше.
Туризм развивается стихийно, вопреки существующим проблемам. Например, турпоток в Сулакский каньон увеличивается несмотря на то, что подъездная дорога к нему находится в ужасном состоянии. Там возникают огромные пробки. В сутки туда подъезжает 600 автомобилей. К каньону ведут две дороги. Почему бы их не реконструировать и не расширить, не сделать там парковку. Вместо этого руководитель филиала «Русгидро» Тимур Гамзатов предложил закрыть дорогу к каньону для частных автомобилей и пускать туда микроавтобусы. Но это, с одной стороны, может частично решить проблему пробок. С другой стороны приведет к подорожанию поездки в Сулакский каньон.
Муса Мусаев