Звукорежиссер Влад Соколовский и его коллега Кирилл Галанов, которые отсидели по 10 суток после включения песни "Перемен" Виктора Цоя на провластном мероприятии в Минске, переехали в Литву.
Соколовский сказал в среду агентству BNS, что покинул Беларусь из опасений попасть в тюрьму, чем ему угрожали в МВД в период пребывания под арестом.
"Еще 6 августа после того, как мы включили песню, посольство Литвы предложило помощь. После освобождения из-под ареста с нами снова связались. Нам предложили помощь, и мы решили ею воспользоваться", - сказал Соколовский BNS.
Соколовский и Галанов стали известны после того, как 6 августа на празднике в Минске, организованном властями в преддверии президентских выборов в Беларуси, включили через громкоговорители песню Виктора Цоя. На следующий день они получили по 10 суток ареста за хулиганство и неповиновение правоохранительным органам. 16 августа они были отпущены.
Соколовский рассказал, что после ареста провел пять дней в карцере, две ночи спал на прикрепленной к стене откидной койке, еще три ночи ему приходилось спать, сидя на табурете. Звукорежиссер утверждал, что неизвестный человек в сопровождении сотрудников правоохранительных органов зашел в камеру и угрожал ему 10-летним тюремным заключением. Выйдя на свободу, Соколовскй рассказал об этом журналистам, заявив, что в карцере его посетил и бил, по всей видимости, замминистра внутренних дел Беларуси Александр Барсуков. В связи с этим 21 августа Соколовский был приглашен в МВД, где от него потребовали опровержения заявления о Барсукове, пригрозив уголовным делом за клевету. "Я не уверен на 100%, что это был Барсуков (...) Официально я подписался под тем, что это не он", - сказал Соколовский BNS.
Звукорежиссер при этом рассказал, в каких условиях содержали под арестом в Минске других участников акций протеста. По его словам, перед переводом из карцера в обычную камеру у него забрали одежду и обувь. Сначала его пытались поселить в шестиместной камере, где было около 40 человек. "Они тоже были без одежды. Избиты, практически полностью синие, в гематомах и запекшейся крови", - заявил Соколовский, добавив, что его посадили в другую камеру, где было около 30 человек, там он провел еще пять суток.
По свидетельству Соколовского, в этой камере он постоянно слышал за стеной крики и глухие удары. "В коридоре, как я понял, тоже стояли люди. Я слышал, как один из сотрудников сказал кому-то: "Мы будем делать из вас инвалидов первой группы. Вы никогда не сможете ходить", - сказал Соколовский BNS.
По словам Соколовского, он приехал в Литву 22 августа. "Я хочу выразить благодарность литовскому народу за поддержку. И особенно тем людям, которые нам помогли и приютили нас. На самом деле, для нас сделали больше, чем мы рассчитывали", - сказал белорус.
Между тем советник министра внутренних дел Литвы Божена Заборовска-Зданович сообщила BNS, что после президентских выборов в Беларуси и начала репрессий против оппозиции Литва приняла с гуманитарными целями 22 белоруса, половина из них официально попросила политического убежища. Разрешение приехать из Беларуси по особым гуманитарным причинам получили в общей сложности 36 человек.