ОНФ требует персональной ответственности чиновниковВ одном из опорных муниципалитетов «ЛУКОЙЛа» на территории ХМАО – Урае – набирает обороты жилищный конфликт. Население города обвиняет чиновников в нежелании решать одну из самых остросоциальных проблем – ликвидации аварийного жилья. В планах чиновников расселение ряда многоквартирников, жители которых говорят о возможном обрушении построек, обозначено несколькими годами. Усугубляет ситуацию тот факт, что некоторые объекты, несмотря на все проблемы, не включены в список аварийных, а чиновники длительное время не могут урегулировать вопрос с привлечением застройщиков, чтобы реализовать муниципальную программу по выкупу квартир. На данный момент жители уже не верят в способность местных властей решить застарелую проблему, а по результатам рейда ОНФ эксперты заговорили не только о халатности управленцев, но и возможном злоупотреблении служебным положением.
Жители аварийных и полуразрушенных домов Урая заявили о нежелании администрации решать их проблемы. В городе десятки ветхих домов уже несколько лет стоят нерасселенными. Более того, чиновники отказываются признавать аварийными объекты, которые, со слов очевидцев, могут разрушиться уже в краткосрочной перспективе. В итоге граждане были вынуждены обратиться за помощью к общественникам.
Так, одним из первых писем, которое пришло в адрес регионального штаба ОНФ в Югре, стало обращение жителей дома 42 в микрорайоне 1Г, в котором собственники пишут, что «со страхом наблюдают, как их квартиры рушатся». Многие здесь проживают по 30 лет, но в последние годы состояние жилфонда достигло критической отметки.
Фото: региональный штаб ОНФ в Югре
«Наш многоквартирный дом давно перестал соответствовать безопасным условиям проживания. Он имеет деформацию фундамента, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об опасности обрушения. Прямо посередине дома проходит огромная трещина, которая буквально разделила дом пополам. Даже при наличии обвала части стены в квартире №2 администрация не признает объект аварийным, хотя из-за этой дыры у жильцов перемерзла вода и чуть не лопнули батареи. Единственное, что сделали власти, – это включили наш дом в перспективный перечень домов, подлежащих сносу с учетом их фактического состояния, и пообещали расселить жильцов до 2023 года. А как нам жить еще три года в доме, где рушатся стены, трубы, как труха, рассыпаются от прикосновения, и расползается плесень», – обозначают проблему граждане.
Впрочем, буквально за несколько дней до приезда экспертов ОНФ в Урай указанный проблемный дом был признан аварийным. Правда, его жителям все же придется зимовать в своих квартирах. Со слов заместителя главы города Андрея Ашихмина, дом был признан аварийным постановлением от 11 августа 2020 года, при этом участников встречи чиновник заверял, что объект простоит до момента расселения.
«Конечно, состояние дома катастрофичное. Однако в ходе диалога вскрылась еще одна проблема. Например, Надежде Кайгородовой два года назад пришлось экстренно переселяться в маневренный фонд из-за фактически аварийного состояния квартиры. Теперь женщина вынуждена платить за две квартиры сразу. За жилье в маневренном фонде, потому что там живет, и за полуразрушенные квадраты, поскольку является их собственником», – озвучивают ситуацию представители ОНФ.
К слову, это не единственный дом, которые власти, со слов жителей, долгое время отказываются признавать аварийными. В настоящее время с просьбой урегулировать вопрос выступают собственники квартир еще двух домов – №51 в 1Г микрорайоне и №17 в микрорайоне Д. И если жильцы первого дома говорят, что обращения в различные инстанции не принесли должного результата – хотя еще в 2006 году объект был признан непригодным для проживания, – то собственники квартир во втором утверждают, что в 2010 году их дом стоял в графике сноса аварийного жилья.
«Сейчас появился новый график, и в нем нет нашего дома. Сносят дома после капитального ремонта и дома, построенные позднее нашего», – уверяют местные жители.
Между тем даже находящиеся в списке переселения граждане в настоящее время так и не могут добиться от властей новой жилплощади. Так, жительница дома №45 в микрорайоне 1Г Зинаида Дмитриенко рассказывает, что уже не один год ведет борьбу за право переезда на новые квадратные метры. После обращения на прямую линию президента в июне 2019 года началось расселение дома, однако городские власти вновь скорректировали сроки.
«Живем в полуразрушенном доме. Канализация много лет работает под дом, в подъездах сильный запах фекалий. Дом заваливается в сторону подъезда, в подъезде стена возле нашей квартиры сгнила, дыры насквозь. Нас должны были переселить в январе этого года, однако уведомление мы получили только в мае. Позвонили в администрацию узнать про необходимые документы. Нам ответили: все на карантине. Когда перезвонили в конце июня, с нас начали требовать документы. Все собрали, спросили, когда можно посмотреть квартиру? Ответ: «мы на карантине». Они на карантине, а мы должны прозябать в развалинах. Когда это издевательство закончится? Уже нет сил бороться с чиновничьей сворой. Они перетрясли перспективный список домов под снос. Теперь перед нами оказались деревяшки, которые были в списке позади нашего дома», – описывает ситуацию Дмитриенко.
Кроме того, переезда и вовсе не стоит пока ожидать жильцам еще трех квартир, которые подали документы на компенсацию. В 2020 году на эти цели в бюджете муниципалитета было заложено 17 млн рублей, однако деньги уже израсходованы на выплаты. На встрече с жителями и ОНФ начальник управления по учету и распределению муниципального жилого фонда администрации Урая Светлана Белова заявила, что сейчас власти ждут новые поступления в бюджет, и как только они появятся, денежные средства уйдут на возмещение компенсации. Впрочем, обещаниям чиновников не поверили не только жители аварийки, но и представители общественности.
Встреча представителей администрации Урая с жителями
Фото: региональный штаб ОНФ в Югре
«К сожалению, сегодня у жителей нет другого выхода, кроме как за свой счет приглашать экспертизу и признавать дом аварийным. В настоящее время, по данным администрации, в Урае 40 аварийных домов, которые власти обязаны расселить. Очевидно, что если люди сами не займутся вопросом, им придется ждать милости от города, а чиновники, судя по всему, не пойдут к ним навстречу и будут делать все возможное, чтобы оттянуть момент признания дома аварийным», – делятся мнением представители «Народного фронта».
Обостряет проблему, по мнению эксперта ОНФ Александра Ломакина, и то, что в городе практически не строится новое жилье. Причина – нет гарантий, что оно будет выкуплено мэрией. Второй момент: площади квартир в новостройках намного больше, чем жилье в деревяшках, а переселение идет соразмерно квадратам в аварийках.
В то же время общественник говорит и о полной безответственности местных чиновников, граничащей с халатностью и злоупотреблением служебным положением. В частности, Ломакин отметил, что в настоящее время по каким-то причинам ни у кого на руках нет самого главного документа, позволяющего жителям идти в суд и обязывать горадминистрацию расселять, – решения межведомственной комиссии о признании дома аварийным.
«Издаются различные акты, постановления главы города, но это не подходит. Складывается впечатление, что чиновники каждый год людей просто обнадеживают, а граждане верят. Более того, мы видим, что перед управленцами не стоит задача разрешить в первую очередь аварийный вопрос. В результате в городе скопилось порядка десяти частично расселенных аварийных домов. А для муниципального бюджета это очередные допнагрузки – дом надо отапливать, обслуживать коммуникации. Поэтому сегодня важно говорить и о персональной ответственности как главы города Тимура Закирзянова, так и профильных специалистов мэрии. Когда за просчеты будут наказываться конкретные лица, тогда и проблемы будут решаться оперативно», – резюмирует эксперт ОНФ.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: региональный штаб ОНФ в Югре