Современная государственная Российско-китайская граница приобрела свои очертания после окончательной демаркации в 2005 году (с территориальными уступками в пользу Китая).
Китай весьма ревностно относится к своим территориальным границам. Набирающий военную и экономическую мощь Китай регулярно оспаривает подписанные ранее договора.
Ведь часть из них была заключена в моменты упадка и разрухи, а часть не оформлена должным образом. В результате чего каждая из стран трактовала подписанные документы по своему усмотрению.
Если взглянуть на старые карты, то можно увидеть, что часть Сибири, которая сегодня принадлежит РФ, в не слишком отдаленном прошлом находилась во владении Китая. К счастью сегодня Китай не заявляет претензии на эти территории. Все споры по поводу островов:
Тарабаров;
Большой Уссурийский;
Даманский;
Абагатуй.
Были разрешены не в пользу РФ. Однако это помогло урегулировать конфликт интересов между 2 странами, который возник еще в середине прошлого века и длился практически 50 лет.
Современная протяжённость — 4209,3 км, в том числе 650,3 км сухопутной, 3489,0 км речной и 70,0 км озёрной (для сравнения, длина российско-казахстанской границы — 7 512,8 км). Распадается на два участка: длинный восточный и короткий западный (около 50 км). Между ними находится Монголия, ограниченная Россией на севере и Китаем на юге. Российско-китайская граница имеет как речные (проходит по фарватеру рек Аргунь, Амур и Уссури), так и сухопутные участки.
«Коллеги, честно, ну это безобразие, я не понимаю, за четыре года, прошедших с момента передачи функций Росграницы Минтрансу РФ, можно уже было навести порядок. Получается, мы все делаем для того, чтобы практически расписаться в собственном неумении организовать работу», – посетовал премьер министр Михаил Мишустин.
По его словам, на Дальнем Востоке из нескольких десятков пунктов пропуска только четыре находятся в более-менее приличном состоянии, остальные не готовы, а финансирование программы модернизации идет по остаточному принципу. О странной ситуации еще в прошлом году говорил глава Минфина Антон Силуанов, но в настоящее время, доложил он Мишустину, положение не изменилось.
На «частных» объектах работают сотрудники государственной таможенной службы, но владельцы инфраструктуры не заинтересованы в том, чтобы ее модернизировать, жаловались игроки рынка внешнеэкономической деятельности.
Таможенники устраивали сплошные досмотры грузов на этих постах, в итоге перевозчики были вынуждены отправлять грузы на находящиеся рядом с ТПП склады, которые принадлежат структурам, аффилированным с местными таможнями.
Оказывается после развала СССР были приватизированы не только Советские фабрики и заводы, дворцы и пароходы, но и участки Государственной границы с пунктами пропуска стали частными и перешли в загребущие руки современных Российско-китайских буржуев.
Ранее сообщалось, что Минтранс планирует провести реконструкцию железнодорожного грузо-пассажирского пункта пропуска Махалино – Хуньчунь. Работы будут проводить с 2020 г. по 2023 г. После реконструкции пропускная способность погранперехода составит 10 поездов в сутки в направлении из России в Китай и 7 поездов в обратном направлении. То есть в Китай будут вывозить на три эшелона.
Не трудно представить, что в Россию будут ввозить ширпотреб, доширак и китайских гастарбайтеров, а из России продолжат вывозить лес, полезные ископаемые и богатства Сибири.
«Мы приедем из командировки по Дальнему Востоку и давайте серьезно подумаем над тем, как наладить эффективное управление пунктами пропуска. Очень грустно», – заключил Мишустин.
А это то что было построено с Российской стороны за те же годы:
Мишустин также узнал, что проблема связана в том числе с недобросовестными подрядчиками и что после 2016 г. было возбуждено 13 уголовных дел, пришлось расторгнуть контракты по ряду объектов, из-за этого сроки строительства сдвигались.
«Что, за четыре года все подрядчики были уголовниками?» – поинтересовался премьер.
Глава кабмина предложил рассмотреть эффективность работы, связанной с погран. переходами вообще в стране и в частности на Дальнем Востоке.
На полках наших магазинов сложно найти товары, на которых не значилось бы: «сделано в Китае». Но ведь еще в середине двадцатого века большинство населения этой страны находилось за чертой бедности, а большинство промышленных товаров в эту страну поставлялось из СССР.
Против японцев с русской винтовкой
Первое тесное торгово-промышленное взаимодействие СССР и Китая началось после того как Япония 18 сентября 1931 года вторглась на территорию Китая. В цели японских милитаристов входило за три месяца захватить всю страну, а затем напасть на восточные территории СССР. Началась кровопролитная война.
Естественно, что Советский Союз занял сторону Китая, выступив 24 сентября 1931 года с заявлением о солидарности с китайским народом и предложением предоставления любой необходимой, в том числе военной помощи.
Всего за годы войны в 1930-е годы СССР поставил в Китай беспрецедентно крупные объемы военной техники и снаряжения.
За время войны с японскими захватчиками правительство Чан Кай Ши получило от И.В. Сталина три кредита, каждый из которых составлял от 50 до 150 млн. долларов под льготные 3% годовых.
Оружие из СССР шло в Китай также по цене на 20% меньше, чем оно стоило на мировом рынке. Фактически СССР оснастил оружием и обмундированием 20 дивизий китайской армии.
Только количество людей осуществлявших перевозку военных грузов из СССР в Китай в 1930-е годы превышало 4000 человек.
Кроме стрелкового оружия, Советский Союз поставил китайцам:
- 1285 самолетов,
- 1600 пушек,
- 82 танка Т-26 сформировав единственный в Китае танковый корпус.
Создание КНР на деньги СССР После окончания войны с Японией Китай оказался втянут в многолетнюю гражданскую войну между коммунистически и капиталистически настроенными слоями населения. Победу одержали народные силы.
Вскоре 1 октября 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика, а СССР стал не только первой страной в мире признавшей КНР, но и фактически превратился в главного донора ее экономики, промышленности и науки.
С этого момента Советский Союз на несколько лет взял на себя роль главной фабрики Китая.
В Китай уходили высокотехнологичные товары, а обратно в СССР по низким ценам поступало дефицитное сырье: каучук, ценные металлы. Весомым шагом, позволившим Китаю встать на ноги после десятилетий непрерывных войн, стал кредит СССР на сумму 300 млн. долларов.
На эти деньги китайцы закупили в Советском Союзе промышленные технологии и материалы для постройки электростанций, металлургических и машиностроительных предприятий.
В 1950-е годы на сумму кредита СССР построил Китаю свыше 50 крупных предприятий. Кроме того Советский Союз в больших объемах поставлял в Китай бензин, керосин и смазочные масла.
Советская помощь оказалась столь велика, что на протяжении с 1950-1953 год она ежегодно возрастала более чем на 70%, а импорт в Китай составил до 41% от всей внешней торговли СССР.
После смерти И.В. Сталина отношения с Китаем прекратились и резко ухудшились. Хрущёв затеял борьбу с "культом личности", вынес мумию Сталина из мавзолея и начал поливать всё что было связано со Сталиным грязью, пытаясь возвысить свой авторитет. Китай был готов перевести труп Сталина к себе и построить для него свой мавзолей.
В эти годы Н.С. Хрущев безуспешно лебезил перед англосаксами, попытался наладить сотрудничество с США, изменив приоритеты внешней политики Советского Союза с Востока на Запад.
Тем не менее, в самом Китае пока ещё помнят, что становление их экономики, промышленности и науки было заложено советскими специалистами в середине двадцатого века.
Во многом, то, что сегодня Китай гордо носит звание главной «фабрики мира» заслуга Советского Союза и политики И.В. Сталина.
В ряде городов Китая до сих пор можно встретить портреты Иосифа Виссарионовича с подписью «от благодарного китайского народа».
Молодые политики России и тем более всё крепнущего Китая сегодня делают вид, что ни чего этого не было.
То что сегодня увидел, на почти, не существующей границе наш новый глава правительства Михаил Мишустин на Дальнем Востоке ни для кого не новость, там практически всё население живёт границей - дырявой, как решето.
Помогайка – это челнок. Раньше на одного человека можно было ввозить 100 кг груза, теперь правила ужесточили и разрешают только 35 кг. Из-за этого люди просто едут пустыми в Китай, чтобы на себе и в багаже провезти всякое барахло. Одежду часто надевают на себя, чтобы вес не считался как багаж. Один мужчина купил люстру и надел её на голову, сообщив таможенникам, что это такая шляпа.
Примерно за километр до границы стоит вереница грузовиков. Грузовики беспорядочно раскиданы по обочинам и каких-то стоянках. Большинство грузовиков везёт в Китай лес.
На обочинах дороги платная стоянка, платите или уезжайте! - Здесь частная территория!
Билетные кассы – это обычные строительные вагончики двух конкурирующих компаний. Билет стоит 1500 рублей – это чтобы переехать границу.
Женщина-кассир спрашивает, нет ли долгов, так как если приставы не выпустят из страны, то деньги за автобусный билет они не возвращают.
Пограничник, проверяет паспорта и количество пассажиров в автобусе, после чего всех приглашают пройти на пограничный пункт.
Старое грязное здание из 90-х, народу никого. Сначала досматривают вещи, далее граница. Очень милая молодая пограничница быстро ставит мне штамп, не задавая никаких вопросов.
Видно, что уборку на российском пограничном пункте последний раз проводили в лучшем случае полгода назад.
Почти все надписи, которые наши перевели на китайский, неверные. Неужели сложно было нанять китайского переводчика, который сделал бы грамотный перевод? Тем более что каждый день через границу проходят сотни китайцев.
"Не загораживать проход" (а по-китайски ниже – "Проход не имеет границ").
Автобус минут 10 едем до китайской границы.
Справа по ходу движения – заброшенная стройка нового российского КПП. В землю вбиты сваи, всё поросло травой. На Гугл-картах это хорошо видно.
Кажется, новый КПП у посёлка Пограничный собирались строить ещё к саммиту АТЭС – 2012. Во всяком случае, в 2010 году его должны были реконструировать .
Если бы не пограничники в форме, то это место можно было назвать сборищем барыг, которые торгуют Родиной!
Последний пункт с русскими пограничниками, через 10 метров стоит уже китайский пограничник. Китайский КПП больше похож на огромный современный аэропорт.
Насколько же местным чиновникам надо ненавидеть свою страну, что бы довести границу до такого состояния?! Ни памяти, ни совести!