Турция целенаправленно способствовала росту напряженности в Восточном Средиземноморье.
Очередной виток эскалации греко-турецкого конфликта и обострение обстановки в Восточном Средиземноморье, свидетелями которых мы стали на прошлой неделе, были вполне ожидаемы на фоне продолжающихся провокаций ВМС Турции и береговой охраны. Однако то, как напряженность освещают турецкие СМИ, а также агрессивные и во многом безответственные высказывания политических лидеров в Турции заставляют предположить, что Анкара неспроста старается до предела накалить ситуацию в регионе.
Согласно материалам плана под кодовым названием SUGA, которые утекли сегодня в Сеть благодаря порталу Nordic Monitor, Турция делает это не в первый раз. Telegram-канал «Балканская сплетница» рассказывает о секретном плане Турции, которая намеренно провоцировала Грецию на вооруженный конфликт и собиралась использовать обострение ситуации в Эгейском море в своих целях.
Почти 20 лет назад офицеры ВМС Турции, преследуя определенные цели, рассматривали сценарий, в рамках которого предполагалось способствовать накалу страстей в Эгейском море.
Так, в 2003 году было сформировано командование сил SUGA, состоящее из четырех подразделений: Гёльджук, Анкара, Измир и Стамбул. Его идеологом был ныне отставной адмирал Рамазан Джем Гюрдениз — именно он в июне 2006 года представил миру доктрину Mavi Vatan («Голубая Родина»), согласно которой Турция претендует на обширную акваторию в Эгейском и Средиземном морях. Документы, относящиеся к плану SUGA, были изъяты 6 декабря 2010 года в ходе операции силовиков на военно-морской базе Гёльджук. Полиция тогда обнаружила секретный архив с большим количеством материалов с грифом «секретно». На одном из жестких дисков, заботливо спрятанном в тайнике под полом, была изложена концепция плана SUGA.
Следователи установили, что план был подготовлен в январе 2003 года полковником Гюрденизом, который занимал тогда должность начальника одного из управлений командования ВМС Турции. А 3 февраля 2003 года документ отправился на подпись на стол командующего ВМС адмирала Оздена Орнека.
Согласно отчетам военных экспертов, заговорщики приступили к реализации плана и успели сделать немало шагов по его осуществлению. В общих чертах замысел состоял в том, чтобы повысить степень напряженности в отношениях с соседней Грецией до предела — ровно настолько, чтобы это выглядело как угроза вооруженного столкновения.
Сделать это предполагалось во время военных учений в Эгейском море. Для этого в территориальных водах греческих островов предлагалось вывесить турецкий флаг. Однако открытого вооруженного столкновения c Грецией план не предусматривал.
«По приказу, действия, направленные на эскалацию кризиса, будут сдерживаться», — было указано в плане.
Позднее план был дополнен подробной «дорожной картой» и конкретными предложениями по достижению заявленных целей. Операция включала в себя три этапа: подготовительный, стадию формирования «оперативной обстановки» и заключительный, для которого был расписан ряд небольших конфликтов для постепенного роста напряженности. По замыслу, он должен был привести к частичной мобилизации ВС Турции вдоль побережья Эгейского моря.
На подготовительном этапе заговорщики хотели провести на ключевые посты в ВС Турции «своих» людей. Несогласных предполагалось сместить с должностей и заменить неонационалистами. Военные учения должны были проводиться в акватории именно греческих островов — для повышения напряженности.
Что касается формирования «оперативной обстановки», план SUGA включал следующие рекомендации: организовать конференции и научные семинары в области морского права, чтобы привлечь внимание общественности к конфликту в Эгейском море, а также широко освещать в СМИ любые инциденты, связанные с вторжением Греции в турецкое морское и воздушное пространство. По сути, формируя общественное мнение, предполагалось повысить градус напряженности в отношениях двух стран.
В 12-мильной акватории вокруг греческих островов преднамеренно прокладывались маршруты кораблей и вертолетов ВМС Турции. Греческие рыбацкие лодки должны были находиться под наблюдением береговой охраны Турции, которая при необходимости осуществляла бы перехват греческих кораблей. Подразделению Гёльджук было поручено выявить офицеров, которые были «правильными» кандидатами для реализации плана, и отсеять «неправильных», а также пристально следить за действиями Греции в море и снабжать СМИ соответствующей информацией. Кроме того, подразделение отвечало за конференции и семинары c целью повышения осведомленности населения о «противоправных действиях» Греции.
Главные координаторы деятельности подразделений находились в Анкаре. На случай непредвиденных обстоятельств планом предусматривался код временной остановки LAÇKA и полной отмены VİRA. Заговорщики действовали в условиях строжайшей секретности и использовали только военные каналы связи. Это был полноценный план преднамеренной эскалации конфликта между Турцией и Грецией.
Занимавший должность начальника Генерального штаба Хильми Озкёк во время судебного процесса над подозреваемыми в 2014 году заявил, что «никогда не слышал» о SUGA. Однако в ходе расследования выяснилось, что группа заговорщиков фактически привела часть плана в действие. Для обострения противоречий с Грецией проводились встречи с турецкими рыбаками, продолжительность военных учений в Эгейском море была продлена, а СМИ были предприняты необходимые меры для создания общественного резонанса — казалось, что Турция вот-вот начнет вторжение на греческие острова.
В октябре 2013 года проходившим по делу офицерам был вынесен обвинительный приговор, однако последовал коррупционный скандал, в котором был замешан будущий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Nordic Monitor предполагает, что в обмен на сокрытие своих преступлений он способствовал освобождению осужденных офицеров и добился проведения повторного судебного разбирательства, исход которого был определен заранее — заговорщиков оправдали.
Доказательная база в виде изъятых документов, записей телефонных разговоров, отпечатков пальцев, показаний свидетелей и подозреваемых канула в лету, а дело по соображениям политической целесообразности было объявлено сфабрикованным. Гюрдениз ушел в отставку в августе 2012 года.
Сегодня он активно продвигает в турецких СМИ идею о том, что Турция должна расширять военное присутствие в территориальных водах Греции, а также открыто призывает к продолжению бурения в Восточном Средиземноморье.
http://www.youtube.com/watch?v=0IlsCl7OClg
Весьма вероятно, что воинственные речи турецких политиков нацелены на то, чтобы отвлечь население Турции от растущих экономических и социальных проблем и сместить фокус их внимания на внешнюю арену. Провоцируя Афины на вооруженное столкновение, Анкара может просто-напросто следовать обновленной версии плана по достижению внутриполитических целей за счет дестабилизации ситуации в регионе.