Во-первых, сим спасительным действием показал Господь апостолам, что Он есть Отчее сияние, Бог и Господь, и Царь славы, хотя и покрылся смиренным человека образом: видимым образом является как Человек, подобный прочим, но внутри — Бог есть. Апостолы прежде видели славу Его от дел чудесных, но здесь увидели славу Его уже очами своими, когда показалось им лице Его яко солнце, и ризы… яко свет, как свидетельствуют: и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца (Ин. 1: 14). Показывалась слава Христова от дел Его, которых никто, кроме Бога, не может творити. Но здесь явилась слава Его Божественная, образом видимым, когда просветилось лице Его, Божественное как солнце, и ризы блистали как свет, о чем и глас Отчий свидетельствовал.
Во-вторых, показал, что Он волею идет на страдание, о котором предсказывал. Познавшему, что Он есть Бог, Которому все возможно, удобно можно познать, что и страдание Его вольное есть. Ибо кто Бога может убедить к страданию, Бога, Который над всеми есть, и Которого слову и мановению все повинуется? Едина любовь и милосердие Его к нам, бедным, подвигло Его к тому. А тем самым увещавал апостолов, чтобы они, видевше Господа и Учителя своего страждуща, не соблазнились, и не убоялись, и не отстали от Него, ведая, что Он волею будет страдать, какие бы это ни были страдания. Мог бы Он все злобное действие врагов Своих остановить, но не хочет, ибо все хочет перестрадать и перетерпеть, чтобы от сего человек погибший спасение получил.
В-третьих, апостолы, как Спасителя увидели во славе, так и явившихся пророков, причастников той славы, увидели. Отсюда понятно, что в вечной жизни слава святых будет подобна славе Христовой: будут подобнии Ему… и узрят Его, якоже есть (1 Ин. 3: 2). Здесь просветилось лице Христово яко солнце: тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их (Мф. 13: 43), Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3:21).
Видим еще, коликая радость и сладость тамо будет. Петр таковую радость и сладость почувствовал в себе, увидев славу Божию, что и с горы сходить не хотел, но хотел тамо и пребывать: Отвещав же Петр рече (ко) Иисусови: Господи, добро есть нам зде быти (Мф. 17: 4). Только часть некую славы Божией, и сколько могли видеть, увидели, но в такую радость и сладость пришли; какая же радость и веселье будет там, где вся явится слава Божия, где узрят Бога лицем к лицу! (1 Кор. 13: 12)… Но кто хочет радости и славы оныя участником быть, тому надобно скорби и поношению Христову здесь сообщаться. С Ним (Христом) страждем, да и с Ним прославимся (Рим. 8: 17), многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14: 22). Видишь, что не только скорбьми, но и многими скорбьми… внити туда подобает.
В-четвертых, глас оный Отчий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте, — не только апостолов, но и нас всех касается. Тогда возглашал Бог из облака апостолам, но через них и к нам сей глас дошел; и к нам глаголет Бог: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте! Сколько раз читаем или слышим Евангелие Его святое, столько раз слышим глас Сына Божия, глаголющий к нам, Который не о чем ином поучает нас, как о спасительном пути, которым до славы оной Божией, на горе святой отчасти показанной, должно всякому идти, кто хочет получить оную. И кто слову Божию не внимает, тот не человеку не внимает, но Самому Богу; и кто слово Божие не слушает, и по слову Божию не живет, тот Бога не слушает, Который через слово Свое глаголет. Послушаем же Сына Божия, как увещевает нас Небесный Отец, и, мирские прихоти оставив, возьмем всяк крест свой, какой от Него наложен будет, и пойдем за Ним, да приведет нас к Небесному Своему Отцу; тако потечем, да постигнем; постраждем с Ним, да и с Ним прославимся; не постыдимся поношение Его носити, да и Он не постыдится нас, когда приидет во славе Своей. Да помянет нас Господь во Царствии Своем!