После июльских боестолкновений на Тавуш–Товузском участке армяно-азербайджанской границы, азербайджанскому обществу никто так и не дал внятного ответа на вопрос, какое силовое ведомство ответственно за плачевные результаты. Во-первых, кто учинил провокацию, погранвойска или МО? И, во-вторых, кто из командного состава этих структур осуществлял непосредственное руководство боевыми действиями, по итогам которых Азербайджан не досчитался нескольких десятков солдат и офицеров, внушительного количества беспилотников, многих единиц наземной боевой и транспортной техники и, что самое главное, ряда постов?
Здесь следовало бы заведомо зафиксировать, что самому азербайджанскому политическому руководству во главе с президентом Алиевым совершенно не с руки прозрачность в процессе разбора и анализа этих событий с последующим наказанием виновных, поскольку Алиев уже сто раз объявил, что априори считает результаты этих боев победными для Азербайджана. Ради своей убедительности он прибег к самым дешевым методам манипуляции сознанием азербайджанского общества, приказав своей пропагандистской армии наводнить информационное поле лживыми данными о сотнях потерь в живой силе со стороны Армении, об уничтожении всей оборонительной линии армянской армии и о мольбах армян к ОДКБ остановить продвижение азербайджанской армии.
О том, что товузское фиаско действительно было очень болезненным для Баку, говорят масштабы дезинформационной кампании азагитпропа, когда в дело включились даже самые «респектабельные» бакинские СМИ, которые в иное время не пожалели бы, чтобы их поймали на самой дешевой и гнусной лжи. К примеру, любимый и самый привилегированный информационный портал Алиевых хаккин.аз докатился в те самые дни до того, что начал публиковать украденные азербайджанскими хакерами личные данные и фотографии демобилизованных армянских солдат с заверениями в том, что это те самые военнослужащие, гибель которых МО Армении скрывает от народа. Причем, размещая эти фейки, контора Фатуллаева высокопарно укоряла командование армянской армии в отсутствии нравственного облика по причине «сокрытия истинных фактов» от своего народа. Когда же эти самые «скрытые жертвы» один за другим начали объявлять в соцсетях о своей целости и здравии, как, к примеру, это сделал на персональной странице в Facebook демобилизованный солдат Нарек Петросян, еще 13 июля объявленный редакцией хаккин убитым, фатуллаевские подмастерья, больно ущемленные за тестикулы, замолкли в тряпочку.
Спрашивается, так кто же все-таки подвержен полной утрате морального облика? Кто занимается дешевым фокусничеством?
Однако, вернемся к теме данной публикации. Так вот, Алиев весьма удрученный итогами товузских событий, все же, не рискнул вынести на обозрение народа поиск виновных и затеять публичную порку либо командующему погранвойсками генерал-полковнику Эльчину Гулиеву, либо министру обороны Закиру Гасанову с начальником генштаба Наджимеддином Садыковым, либо всем упомянутым лицам вместе взятым. Ведь, сделай он подобное, то это автоматически означало бы, что президент признает факт полного провала своих силовых ведомств. Такого Алиев, кормивший азербайджанское народонаселение сказками о безоговорочном военном превосходстве над армянами, позволить себе, так сказать, экзистенциально не мог, поэтому и публично сорвал свою злость на Мамедъярове, по определению, не имеющем отношения к упомянутым событиям.
Но это не значит, что в закулисье власти разбора ситуации и поиска стрелочника не было и не будет. Наоборот, предполагается, что этот процесс в действии и интрига в нем, тем более, сильно закручена, потому что и без того между Гулиевым и Гасановым уже давно идет ожесточенная подковерная грызня, о чем мы много раз уже писали. И речь, видимо, идет не только о том, по причине чьих упущений случилась неудача на границе, пограничников или армейцев, но и о вопросе эффективности новой модели защиты азербайджанской границы в целом.
Как известно, еще в 2018 году указом президента Алиева была создана Отдельная пограничная дивизия «Газах», которая в декабре того же года приступила к боевому дежурству и заняла позиции и объекты на участке государственной границы с Арменией, проходящем по территории Газахского, Агстафинского и части Товузского районов, сменив, тем самым, прикрывавшие границу подразделения МО Азербайджана. Тогда и Алиев, и генерал Гулиев, и многочисленные азербайджанские военные эксперты не раз подчеркивали, что дивизия «Газах» может исполнять не только технические функции охраны границы в мирное время, но и обладает необходимыми возможностями ведения боевых действий против армейских подразделений Армении. Были заявлено, что дивизия имеет на вооружении тяжелую бронетехнику, артиллерийские средства, разведывательные и ударные дроны, а также вертолеты. Фактически, речь шла о полноценном военном соединении, не уступающем средствами и силами частям в подчинении МО. Помнится, в армянских экспертных кругах тогда царило мнение, что данным шагом Баку намеренно высвободил армейские силы от обязанности нести рутинное дежурство на отрезке армяно-азербайджанской границы, ради переброски дополнительных частей в направлении Арцаха.
Однако, как показала практика, подобного не произошло. Армейские части просто были стянуты в тыл и заняли глубинные линии обороны, тогда как пограничников просто выдвинули на передний край.
Невозможно утверждать наверняка, но, исходя из поступающей оперативной информации, сложилось ощущение, что на июльскую провокацию армяне ответили настолько жестко, что в азербайджанском стане на протяжении дней царила неразбериха из-за затруднений в оценке характера и масштабов боестолкновений, пропорционально которым и должно было быть принято решение о степени подключения армии. Не был выверен порядок действий пограничных частей и поспешивших к ним на помощь подразделений 3-го армейского корпуса со штабом в Товузе. Действия азербайджанских сил были импульсивными, зачастую хаотичными, что наталкивает на мысль о слабой координации между командованиями на местах пограничных войск и армейских сил. В результате эффективность действий вооруженных сил Азербайджана была очень низкой, о чем в первую очередь свидетельствуют большие потери личного состава и техники.
В результате, несмотря на потуги бакинской власти любыми способами перекрыть обществу доступ к достоверной информации, азербайджанские массы быстро поняли, что на границе творится что-то в корне противоречащее официальной информации и бравурным рапортам. И периодически размещаемые в СМИ аэрофотосъемки, якобы, «уничтоженных армянских опорных пунктов» подобные настроения не развеяли. Слухи, поступающие с границы от родственников, знакомых и друзей уже давно в азербайджанской действительности считаются более достоверными и надежными, чем официальная информация. А эти слухи буквально пестрели настроениями, мягко говоря, не соответствующими браваде. Достаточно было за упомянутые дни ознакомиться с переписками азербайджанских пользователей на всевозможных форумах. И, конечно же, понаблюдать за антиармянскими митингами в Баку и других городах, стихийно переросшими в акции протеста против лживой и недееспособной алиевской власти.
Что интересно, азербайджанское общество, а вернее ее более-менее трезвомыслящая часть, пока еще способна задаваться вопросами, вводящими в бешенство официальный Баку. А в частности, где обещанный эффект прочности границы, после того, как там заступила на боевое дежурство отдельная пограничная дивизия «Газах»? Где был Закир Гасанов во время товузских боев и почему после серии июньских бравурных интервью о «ничтожности шансов у армян противостоять азербайджанской армии» он ни разу не выступил на публику с разъяснениями? О каком «освобождении» Карабаха и «Зангизура» с «Иреваном» может идти речь, когда армяне «нагло откусывают целые куски азербайджанской земли в Товузе»? Наконец, почему Ильхам Алиев не участвовал на похоронах Полада Гашимова, своего генерала, тогда как армянские политические и духовные власти присутствовали на церемонии погребения капитана ВС Армении?
Кстати, о Гашимове. В азербайджанских сетях даже высказывалось мнение, что армяне так просто не могли вычислить местонахождение начштаба армейского корпуса с офицерами и моментально нанести по заданным координатам огонь на поражение. Следовательно, заключали некоторые завсегдатаи форумов, имело место предательство. Это мы говорим к тому, что азербайджанские массы, по крайней мере, достаточно хорошо осведомлены об имеющем место в среде руководства армии и других силовых ведомств ожесточенном соперничестве за место под солнцем. К той же серии относятся слухи, усердно распространяемые в блогосфере, о наличии у начальника генштаба Наджмеддина Садыкова родного брата, якобы, состоящего на службе в Вооруженных Силах Армении. Эти разговоры приобрели такой размах, что министерству обороны пришлось выступить со специальным официальным заявлением, опровергающим указанную информацию.
Из вышепересказанного следует, что с одной стороны азербайджанское общество так не было удовлетворено официальной информацией на счет истинных причин и результатов разгоревшихся на границе боев и не получило вразумительного ответа на вопрос «кто виноват?». Требовать ответа и роптать оно будет неуклонно. С другой же стороны, очевидно, что рано или поздно президенту Алиеву придется из числа своих силовых министров и генералов все-таки найти пару крайних, ради того, чтобы свалить на них вину за крупную неудачу ВС, за сомнительную программу по гибридизации оборонительных порядков в Газах-Товузе, и, что самое главное, за резкую девальвацию своего авторитета, как верховного главнокомандующего. Министры же и генералы в ожидании неминуемой экзекуции будут всеми доступными методами переводить стрелки друг на друга и искать способы каждый первым подобраться к царственному уху для нашептывания хулы на соперников.
Ну и, конечно же, самым идеальным выходом из этой ситуации для всех, и для азербайджанского общества, и для генералов, и для Алиева лично была бы на каком-либо участке (не важно, на каком) армяно-азербайджанской границы или в Арцахе затеять новую авантюру и урвать хоть малый кусок нейтральной землицы, чтобы под звуки фанфар и барабанной дроби (в Баку это хорошо умеют) заглушить, забыть срам, испытанный в середине лета 2020-го. Тогда, как говорится, и волки будут сыты, и овцы – целы.
Следовательно, армянской стороне положено быть начеку и в случае чего превентивно пресекать любую авантюру, дабы не отказать себе в удовольствии видеть в обозримом будущем, как апшеронские изголодавшиеся волки рвут на части своих же апшеронских овец.
Автор: Богдан Атанесян