В результате была совершена стратегическая ошибка. Надо было сконцентрировать усилия на восстановлении границ исторической России, главные силы сосредоточить на львовском направлении. Освободить от поляков Галицию. Кроме того, ещё не была завершена гражданская война в России. Необходимо было разгромить армию Врангеля и освободить от белогвардейцев Крым, далее – Дальний Восток. На этом настаивал Сталин. Варшава не была русским городом. Никто за пределами России (кроме небольших групп коммунистов) не видел в большевиках «освободителей». Наоборот, западная пропаганда создала образ «кровавых большевиков», нового нашествия «русских варваров» в Европу. Красную Армию представляли как сборище убийц, мародеров и насильников. С перенесением боевых действий в Польшу Советско-польская война теряла справедливый характер, становилась ненужной народу. Достаточно было восстановить западную границу Белой Руси. А идеи революционеров-троцкистов были опасны для России, вели к её разрушению.
Таким образом, советское правительство пошло на поводу у сторонников «мировой революции». Польшу надеялись сокрушить одним ударом. Создать там советское правительство. Дзержинский уже планировал создание польских частей Красной Армии. За Польшей лежала Германия – разгромленная, униженная, разоруженная и разграбленная. Ещё не успокоившуюся после собственной революции, ее корежили судороги забастовок и восстаний. За Галицией – такая же Венгрия. «Мировая революция» казалась близкой как никогда.
Попытки ранее разбитых польских войск (1-я и 4-я армий, около 50 тыс. человек) остановить красных не привели к успеху. Польская оборона была прорвана практически сразу. Форсировав Неман и Шару, 25 июля наши войска освободили Волковыск, 27 июля – Осовец и Пружаны, 29 июля вошли в Ломжу, а 30 июля – Кобрин. 1 августа 1920 года Красная Армия освободила Брест, затем заняла Остров и Остроленку. Однако в начале августа сопротивление противника уже значительно возросло. Так, войска 16-й армии Соллогуба и Мозырской группы Хвесина в течение недели не могли прорвать рубеж противника на р. Западный Буг. Эти бои показали, что южный фланг Западного фронта не имеет достаточных сил и резервов для быстрого развития наступления и парирования возможного контрудара врага.
30 июля в Белостоке учредили Временный революционный комитет Польши (Польревком), в состав которого вошли Мархлевский, Дзержинский, Кон и Прухняк. По сути, это было будущее советское правительство Польши, которое должно было провести советизацию страны. Однако нехватка опытных кадров и плохое знание Польши привело к тому, что Польревком не смог перетянуть на свою сторону польский народ. В частности, провалилась попытка решения аграрного вопроса по образцу Советской России. Польские крестьяне желали получить помещичью землю в личную собственность, а не создавать на ней совхозы. Польский Учредительный сейм тут же выбил это оружие из рук большевиков, ускорив решение об аграрной реформе. Теперь польские крестьяне охотно шли в армию, чтобы воевать за собственную землю.
12 июля 1920 года был подписан мирный договор между Литвой и Советской Россией. Московский договор завершил советско-литовский конфликт. Москва уступила Литве значительные западнорусские территории, включая города Гродно, Щучин, Ошмяны, Сморгонь, Браслав, Лида, Поставы, а также Виленский край с Вильно (столицей Великого княжества Литовского и Русского – средневековой русской державой). Соглашение гарантировало нейтралитет Литвы в Советско-польской войне (литовцы опасались притязаний Варшавы на Вильно) и обезопасило северный фланг Западного фронта, что облегчало наступление Красной Армии на варшавском направлении. В августе 1920 года советские войска передали литовцам Вильно, ставший столицей Литовской республики.
11 августа 1920 года в Риге был подписан мирный договор между Россией и Латвией. Москва также пошла на большие уступки. Признала независимость Латвии, уступила имущество Российской империи, включая корабли Балтийского флота и торговые суда. В состав Латвии вошли русские земли: северо-западная часть Витебской губернии и Псковской губернии (включая город Пыталово). Москва передала Риге часть золотого запаса царской России свыше 3 тонн золота (4 млн рублей). Так Польша лишилась латвийского союзника, что укрепило правый фланг Красной Армии.
С другой стороны, польское командование с помощью жесточайших мер навело порядок в армии. Вводились военно-полевые суды, созданы заградительные отряды. Формировались добровольческие «охотничьи» полки. Аристократы создали для борьбы с Красной Армией «чёрный легион», а польские социал-демократы – «красный легион». Пилсудский понимал, что Варшава важнее Львова, и снял часть войск с юго-западного направления. Также на восток перебрасывались гарнизоны с германской границы. Из ранее разбитых и вновь формируемых войск, переброшенных с других участков фронта и тыла, формируются ударные группы севернее и южнее Варшавы, на флангах ударной группировки Западного фронта Тухачевского.
К полякам прибыла англо-французская военная миссия во главе с генералами Вейганом и Редклиффом. Париж прислал офицеров-инструкторов. В Британии и Франции формируют отряды добровольцев из лиц польского происхождения. В Польшу начали прибывать военные грузы с Запада. Британия спешно направила эскадру на Балтику. Часть эскадры бросила якоря в Данциге (Гданьске), другая – в Гельсингфорсе. Лондон даже уже продумывал возможность создания новой линии обороны в тылу Польши – в Германии. Также Англия и Франция усилили помощь Белой армии (Врангелю) в России, чтобы отвлечь силы и резервы Красной Армии от Польши. США 20 августа 1920 года выступили с антисоветской нотой. В ноте государственного секретаря Колби отмечалось: «Правительство Соединенных Штатов не считает возможным признавать нынешних правителей России в качестве такого правительства, с которым можно поддерживать обычные для дружественных правительств отношения…»
В соответствии с этим планом польские войска были разделены на три фронта: Северный, Средний и Южный. В Северный фронт генерала Галлера входили 5-я армия Сикорского, которая должна была оборонять на р. Нарев, 1-я армия Латиника – в районе Варшавы, 2-я армия Роя – на реке Висла. Средний фронт под началом генерала Рыдз-Смиглы (с 14 августа – Пилсудского) должен был решить исход битвы. Главной ударной силой фронта была 4-я армия генерала Скерского в районе Демблин – Люблин. Южнее к наступлению готовилась ударная группа 3-й армии Рыдз-Смиглы (2 пехотные дивизии и 2 кавалерийские бригады), далее развёртывались остальные части 3-й армии Зелинского, которые обеспечивали фланг и тыл ударной группировки. Южный фронт Ивашкевича в составе 6-й армии Ендржеевского (3 дивизии) и Украинской армии Петлюры прикрывал львовское направление. Стоит отметить, что многие польские командиры были бывшими офицерами и генералами австро-венгерской и русской императорской армии, имели опыт войны с Россией и Германией. Так, Латиник, Рыдз-Смиглы воевали в составе австро-венгерской армии с Россией, а Скерский, Ивашкевич и Ендржеевский — на стороне России.
Поляки выставили 23 дивизии, из них 20 дивизий действовали на варшавском направлении. На этом направлении была сосредоточена большая часть кавалерии. Польская группировка на Висле насчитывала около 110 тыс. человек, более 100 тяжелых орудий и 520 лёгких, свыше 70 танков, более 1800 пулеметов. Также в ходе сражения на Висле в августе 1920 года Антанта направила через Румынию 600 пушек, которые немедленно были брошены в бой. Это существенно укрепило артиллерийский парк Польши.
Концентрация ударной польской группировки была сложным и опасным делом. Польским войскам необходимо было оторваться от противника и организованно занять намеченные районы. Особенно трудно было сосредоточить на реке Вепше дивизии 4-й армии, которые вели бой на Буге и должны были уйти от русских и совершить фланговый марш почти вдоль фронта. Сильный натиск Красной Армии на этом направлении мог расстроить весь план операции. Однако полякам повезло, что ударные силы Юго-Западного фронта были связаны тяжелыми боями за Львов и не приняли участие в Варшавской операции. А южный фланг Западного фронта (Мозырская группа и правофланговая дивизия 12-й армии) был слабым и неспособным к быстрому наступлению. В итоге нарушение взаимодействия Западного и Юго-Западного фронтов привело к распылению наших сил на разных, не связанных с друг другом направлениях. Это облегчило полякам организацию контрнаступления.