Инициатива врио губернатора Камчатского края Владимира Солодова относительно перевозки дальневосточных морепродуктов по Северному морскому пути породила бурную дискуссию внутри экспертного сообщества. Ряд специалистов горячо поддерживают данную инициативу, в то время как их коллеги ставят под сомнение ее экономическое обоснование.
Перспективы реализации замыслов главы Камчатки прокомментировал заместитель директора УК «Норебо» (крупнейшего рыбопромышленного холдинга России) и член правления «Российского союза работодателей-рыбопромышленников» Сергей Сенников.
- Как вы оцениваете предложения врио главы Камчатки Владимира Солодова относительно регулярных поставок в европейскую часть России дальневосточных морепродуктов по Северному морскому пути?
Такая идея обсуждается уже давно и не является новой. Основная же проблема, на наш взгляд, связана с организацией таких перевозок, в том числе и с использованием контейнеровозов. Необходимо не только обеспечить грузопоток в оба конца, но и организовать логистику, а это требует привлечения не только поставщиков рыбной продукции, но и других акторов.
- Противники инициативы камчатского губернатора чаще всего приводят в обоснование ее бесперспективности два аргумента: 1) чрезмерно высокий уровень логистических издержек и 2) отсутствие спроса, связанное с отсутствием культуры потребления морепродуктов в Европейской России и высоким уровнем наполнения «рыбной» ниши на ее рынках товарами из Норвегии, с Фарерских островов и пр. Как вы считаете, насколько обоснованы эти доводы?
В «Норебо» мы уже организовывали доставку рыбной продукции от нашего терминала «Сероглазка» на Камчатке в европейскую часть России, и не можем согласиться, что доставка по СМП является экономически непривлекательной. Есть определённые сложности, но в целом этот маршрут позволят наиболее быстро доставить рыбную продукцию, как и иные грузы, с Камчатки в Европейскую Россию. Касательно отсутствия спроса, ситуация, по нашему мнению, иная. Развитие спроса на качественную отечественную рыбу требует наличие такой продукции на прилавке. Культуру потребления рыбы в России нужно восстанавливать, а в некоторых случаях формировать заново, как это происходит во всем мире. Аргумент о том, что рыба из Норвегии и Фарерских островов превалирует на российских прилавках сегодня совершенно безоснователен. Эти страны могут эффективно конкурировать с Россией только по поставкам продукции аквакультуры, в частности, атлантического лосося, да и то, в случае с Норвегией, если эта продукция была переработана в странах, поставка в Россию из которых разрешена, например, в Беларуси. В остальном, Россия способна себя полностью обеспечить рыбой, за исключением тех видов, которые в наших водах не обитают, или обитают в очень небольшом количестве. Несмотря на то, что спрос на рыбу в России сейчас по объективным причинам далек от желаемого, мы видим хороший потенциал отечественного рынка при должной организации логистики поставок отечественной рыбопродукции на российские прилавки и устранении излишних административных барьеров.
- Ряд источников упоминают, что по СМП планируют доставлять только «массовую» промысловую рыбу с Дальнего Востока, в других упоминается возможность перевозок высокомаржинальной продукции (крабы, гребешки, редкие виды креветок и пр.). На ваш взгляд, какие виды дальневосточных морепродуктов экономически целесообразно перевозить по СМП?
Целесообразно перевозить все виды рыбы и морепродуктов, если на них есть спрос на нашем рынке. Это касается и таких массовых видов, как минтай, сельдь, скумбрия, палтусы, дальневосточные лососи, и более дорогих – крабов, гребешка и т.д. При этом рыба и морепродукты могут поставляться как непосредственно для продажи покупателям, так и для переработки.
- Существует мнение, что рентабельность планов реализации дальневосточных морепродуктов в Европейской России перечеркивают такие факторы, как действующая система квот, специфика работы контрольно-надзорных ведомств, отсутствие достаточного количества малых и средних рыболовецких судов. Согласны ли вы с этой позицией?
Действующая система распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов наоборот обеспечивает возможность предприятий делать долгосрочные планы, в том числе и по развитию отечественного рынка сбыта. Малые и средние рыболовные суда в большей степени необходимы для развития прибрежного рыболовства, которое должно обеспечивать загрузкой береговые рыбоперерабатывающие предприятия. В то же время сегодня уже действуют стимулы, которые позволяют компаниям увеличивать свою квоту на 20% при работе в режиме прибрежного рыболовства.
Мне кажется, что с развитием береговой переработки многие будут инвестировать и в прибрежный флот, который будет обеспечивать перерабатывающие мощности сырьём. Что же касается административных барьеров, в том числе и давления со стороны контролирующих органов, то работа в этом направлении ведётся, хотя и не так быстро, как хотелось бы.