В 1985 году ВЛКСМ насчитывал более 42 миллионов членов. А за более чем 70-летнее существование через комсомол прошли 160 миллионов людей всех национальностей. От одного поколения к другому передавались его традиции – горячо откликаться на зов Родины, быть там, где трудно, в любом деле проявлять инициативу, быть верным, надежным помощником.
Вот так одним из первых откликнулся на призыв комсомола об освоении целины и Виктор Данилович Текучев. Молодой и смелый, он не мог поступить иначе.
22 июня 1941 года, когда грянула Великая Отечественная война, ему было 12 лет. Тогда для него закончилось беззаботное детство и школа. Семья Текучевых жила в то время в Ростовской области в хуторе Алексеев Заветинского района. Отец – Данил Иванович - был бухгалтером в колхозе, мама – Евдокия Григорьевна – заведующая детским садом. Восемь детей воспитывали супруги. Евдокия Григорьевна была награждена орденом Материнской славы третьей степени. В хуторе Алексеев в те времена располагался военный конный завод, где разводили буденновскую породу лошадей. Всю войну Виктор с другими мальчишками работал на заводе, был объездчиком, готовил лошадей для Красной армии. В день падал с лошади по 8-11 раз. День Победы встретил в Краснодаре, потому что был там на скачках. Когда, упав с лошади, насмерть разбился второй мальчишка на заводе, Евдокия Григорьевна уговорила сына уйти на другую работу. Он послушал мать и завербовался в геолого-разведовательную партию. Оттуда его в 1949 году забрали в армию. Там его, можно сказать во второй раз, приняли в комсомол, потому что во время войны на конном заводе, который был расположен в степи, выраженной комсомольской деятельности не велось, другие задачи стояли – Родину от фашистов освободить. Служил Виктор Данилович в Кенигсберге, в артиллерийских войсках. Там с отличием закончил полковую школу. Был командиром противотанкового истребительного орудия. Три с половиной года служил Виктор Данилович. В их части продолжали служить некоторые фронтовики с боевыми наградами, потому что их некем было заменить.
Когда демобилизовался, в трехдневный срок встал на учет в Крыловской комсомольской организации. Комсомольским лидером тогда была Матрена Ивановна Градинарова. Дали первое комсомольское поручение – освободить односельчан от снежного плена. Шел 1953 год, и однажды зимой выпало столько снега, что из-под него на некоторых улицах только трубы торчали, а в некоторых местах и того не было. На улице Пушкина комсомольцы передвигались по крышам. За всю свою жизнь Виктор Данилович помнит всего три такие зимы.
- Первая случилась зимой с 1942 на 1943 год. Немцы, итальянцы, венгры, французы – тогда же почти вся Европа служила Вермахту - замерзали пачками, даже лошади. А снег валил хлопьями, забивая глаза, нос, рот. Пурга мела по 10-12 дней подряд. Сравнивало реки с сушей, овраги с равниной, туда падали люди, орудия, лошади. Передвигаться было очень тяжело, учитывая, что дорог таких тогда не было. Хотя я человек неверующий, но казалось, что природа нам помогает одержать победу. Мы-то приспособлены к суровым зимам, а Европа – нет. Она же теплым Гольфстримом омывается, там таких морозов нет, - рассказывал он. – Мы сидели в доме, никуда не выходили. Потом такие же зимы случились в 1949 и в 1953 годах. Больше не было за всю мою 90-летнюю жизнь. Еще удивительно, что снег таял так медленно, что даже наводнения не было.
Даже обычная трава во время войны, в том же 1942 году, помню, выросла в человеческий рост и у нее были одеревенелые стволы, топором рубили. Люди говорили: «Вот какая оказия к нам пришла». А в этой траве тогда можно было людям прятаться от оккупантов».
В 1954 году началось освоение целинных земель. Виктор Данилович тогда работал в райпо грузчиком. Там же он тогда познакомился со своей будущей женой Любочкой Буцай, только жениться не успел. Пришла девушка из райкома комсомола, провели расширенное комсомольское собрание. Практически каждая организация должна была выдвинуть на освоение целины по 1-3 комсомольца.
Виктор Данилович и Николай Кобец были еще не женатыми, поэтому выбор пал на них. В нашем районе была сформирована группа из 32 человек. Виктор Данилович, кроме уже названных, вспомнил еще 12 из них поименно: Петр Василец, Александр Демьяненко, Александр Камянский (из МТС), Алексей Кушнир, Григорий Макаренко, Иван Пузырный (представители колхозов), Татьяна Зауголова (из детдома), Анатолий Тригуба, Николай Москвич, Виктор Запорожец, Николай Винокур, Николай Сизенко, Василий Подобный.
Сначала всех послали учиться, в крае специально для этого было открыто 11 училищ. Виктор Данилович получил специальность – тракторист-машинист широкого профиля. Заново формировали группы в Краснодаре, отправляли в Казахстан.
Прибыв в Чесменский район Южного Казахстана, высадились в голую степь. Там даже воды не было, за ней ездили на тракторе за 80 километров, привозили теплую в бочке. Жара стояла, вараны везде бродили. Комсомольцы поставили палаточный городок и начали работать. Вот только Виктор Данилович сразу после приезда сильно заболел, вероятно, климат ему не подошел. У него носом шла кровь, знобило постоянно. Неделю он пролежал в палатке. Трактор принимать не мог. Так Виктор Данилович через месяц был вынужден вернуться домой, ему на замену послали Петра Василец из МТС.
В районе его направили в тракторную бригаду хутора Ея. У него какое-то время по утрам еще шла кровь из носа и были головные боли, потом все прошло, но на здоровье это сказалось. Недолго он проработал и на тракторе - болел. Причем ему и диагноз поставить не могли. Даже консилиум врачей собирали. Припомнили случай, который произошел с ним в армии. Виктора Даниловича еще с некоторыми бойцами засыпало землей, и он там был погребен восемь часов. В 1952 году в польской армии был мятеж. Наш генерал Рокоссовский, которого назначили министром обороны в Польше, отменил в армии закон Божий, а поляки-то верующие были, и произошло восстание. Виктор Данилович служил в Кенигсберге и их выдвинули на границу с Польшей. Они там стояли на боевом положении, поэтому вырыли землянки. Лесник разрешил брать только сухостой, из него и кровлю настелили, а сверху землей замаскировали. Ночью туда спустились 17 военнослужащих. Все спали, когда перекрытие обвалилось. Хорошо, часовой стоял на посту, он и поднял тревогу. На Викторе Даниловиче лежало бревно с землей, даже дышать трудно было. А в 20 лет жить очень хотелось. Рев стоял в землянке, солдаты кричали от боли и страха. Когда раскопали, Виктор Данилович в госпитале лежал, на ногах кожа облезла.
Так вот, врачи решили, что у Виктора Даниловича клаустрофобия. На тракторе он проработал всего два года.
В 1955 году Виктор и Люба сыграли комсомольскую свадьбу, большинство гостей были комсомольцы, которые подарили им трюмо, шифоньер, книжный шкаф, стол кухонный сами смастерили, ну и немножко денег. Мебель прослужила супругам до старости. А прожили они вместе 62 года!
В 1957 году начали электрофицировать станицу. Виктора Даниловича направили на сырзавод дизелистом для выработки электроэнергии. Такие же дизельные двигатели поставили на инкубаторе и в детском доме. Электричество давали до 11 часов. В это время отец Виктора Даниловича работал в магазине стройматериалов, а дед его был священником, служил в городе Котельниково. Пришла телеграмма, что он при смерти. Отцу требовалось срочно уехать, а прежде – пересдать кому-то магазин и два склада. Времени на это не было, поэтому он решил все оставить на сына, директор сельпо на это согласился.
Но временная работа неожиданно стала постоянной, потому что дедушка болел долго и отцу пришлось задержаться у него. В результате Виктор Данилович проработал в сельпо 43 года. Он ветеран труда, труженик тыла, награжден орденом «Знак почета», медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и «Ударник пятилетки», а также многочисленными юбилейными медалями.
Вместе с любимой супругой они воспитали сына, есть внук и правнук.
Виктор Данилович почти никогда не пил, никогда не курил. А своей супруге еще после женитьбы сказал, что никогда не оскорбит ее грубым словом.
- Вас так отец воспитал? – спросила я.
- О! Отец мой был поповским сыном. Он никогда в жизни не заругался! Отец и мать были святые люди, у мамы тоже в роду были священники. Их репрессировали за то, что они собирали средства для помощи белой армии.
Помню, мы с отцом моим Данилом Ивановичем закрывали магазин, а тут идет пьяный, подходит к отцу и бьет по щеке. Я, как сын, не сдержался и ударил этого пьяницу в ответ, тот упал. А отец возмутился: «Ты что, Витя? Это же Леня! У него не было зла». Ни мать, ни отец никогда не делили людей на плохих и хороших. Исключительные люди были, сейчас таких нет…
Родители Виктора Даниловича жили по заповедям Божьим. На примере их поступков вырос и сын. Поэтому он прожил очень достойную и в общем счастливую жизнь.
О. Подобная. Фото из семейного альбома В.Д. Текучева.