После того, как Россия сняла эмбарго с поставок Ирану систем ПВО С-300, госдеп и американские военные заговорили о том, что Путин и РФ пересекли очередную "красную линию". Вашингтон опасается, что в случае поставок С-300 Иран практически станет неуязвим для ВВС не только Израиля, но и США. Снятие эмбарго уже назвали блестящим ходом Путина.
Мобильный комплекс ЗРК С-300ПМУ ("Фаворит"), который первоначально предлагался Ирану, может отслеживать одновременно 100 объектов и обстреливать синхронно 12 целей. Время его развертывания составляет всего лишь пять минут. Противоракеты ПВО, выпущенные из установки, способны уничтожать самолеты противника на расстоянии до 150 километров и высоте до 27 километров. Радиолокаторы отслеживают объекты в диапазоне 300 километров и передают информацию на командный пункт транспортного средства. Комплекс не имеет себе равных в радиоэлектронной борьбе.
Для работы "на себя" применяются помехоустойчивые линии, режимы "коллективной" работы, при которых данные, полученные с разных РЛС, стекаются на единый командный пункт зенитного ракетного дивизиона, который определяет цель. Для работы против противника применяются приборы, забивающие частоту "боковых лепестков" — основного радиолуча радара. Поэтому трудно установить, какой тип РЛС установлен. Какой модификации и в какой комплектации будут проданы Ирану системы С-300, мы скоро узнаем или не узнаем никогда.
Системы С-300 будут работать в тандеме с уже закупленными Ираном системами "Тор-М1" ближнего радиуса действия: они способны сбивать атакующие цели противника на расстоянии 12 километров и на высоте в 6 километров. С-300 будет защищать объект от атаки с дальних подступов, а "Тор-М1" прикрывать сам дивизион, если самолеты все же преодолеют основную защиту.
Только три американских самолета могут это сделать — это самолеты пятого поколения "Стелс" — В2 Spirit, F22 Raptor и F35. У израильских ВВС таких самолетов нет, а американские практически бессильны, пишет The Daily Beast в статье "Ракеты ПВО Путина могут сделать атаки США на Иран почти невозможными".
"Многие американские военные считают, что С-300 фактически превращает целые области в "бесполетные зоны" для самолетов F-16 или F/A-18 Hornet. Сейчас лишь B-2 Spirit (которых у ВВС США всего 20) и F-22 Raptor могут безопасно действовать в районах, обороняемых С-300 и ее разновидностями. Впоследствии это станет подвластно и самолету F-35 Joint Strike Fighter. Но ни один боевой самолет, имеющийся у США на вооружении сейчас, не сможет оставаться в этих зонах подолгу", — говорится в статье.
Однако, по мнению автора, реально смогут нанести удар лишь бомбардировщики В-2, которые оснащены мощным бомбами GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator, способными пробить подземные иранские ядерные объекты.
https://www.youtube.com/watch?v=CJ6aPaqAEDU
Но главная проблема даже не в этом, замечают американские военные эксперты, а в том, что С-300 — мобильная система со стремительным развертыванием и, следовательно, пилоты США никогда не смогут быть уверены в безопасности полета. Надо заметить, что сейчас у России существуют и специальные РЛС для перехвата самолетов и ракет, выполненных по стелс-технологиям — "Гамма", "Орион", "Противник". Кто знает, возможно, они тоже будут проданы Ирану.
Это блестящий шахматный ход Путина, цитирует The Daily Beast одного из военных экспертов. "Но к Ирану дело не сводится. Если Россия и Китай по-прежнему будут поставлять разным странам современные системы ПВО, то подавляющее большинство самолетов, которые сейчас имеются у США, не сможет воевать во многих регионах планеты", — предупреждает эксперт.
Поэтому неслучайно, что снятие в понедельник президентом Путиным эмбарго расценили в США как пересечение "красной линии", установленной администрацией Обамы в 2010 году, пишет The Free Beacon. Напомним, что Россия при президенте Медведеве в 2010 году присоединилась к западным санкциям против Тегерана, чтобы остановить ядерную программу Ирана, и закрыла проплаченный контракт на продажу пяти дивизионов систем С-300 на сумму 800 миллионов долларов. На Западе тогда Обаму превозносили за способность "обуздать российскую воинственность и непримиримость".
Сегодня же Соединенные Штаты "частным образом" позвонили в Кремль с предупреждением, что продажа комплексов может нарушить международные экономические санкции против Ирана, которые еще действуют. "Мы не считаем, что это конструктивная на данный момент позиция для России", заявила представитель госдепа Мари Харф.
"Мы считаем, что, учитывая дестабилизирующие действия Ирана в регионе, в таких местах, как Йемен, Сирия или Ливан, сейчас не время продавать эти типы систем", — объяснила Харф.
Но сегодня американские "красные линии" для России мало что значат. Президент у нас другой и страна другая. Не вел бы себя Обама по-хамски на Украине, не накладывал бы санкций, глядишь, и Путин не снял бы эмбарго. Это, во-первых. Во- вторых, сколько можно думать об интересах Вашингтона, у России есть и свои. И деньги казне нужны, и оборонные комплексы позволят стабилизировать регион за счет усиления Ирана, который является нашим союзником в Сирии, это реальная возможность побеждать, что называется, "от обороны".
В-третьих, ну что же американцам жаловаться на неконструктивную позицию России, сами же недавно назвали договор с Ираном по его ядерной программе "историческим". Значит и санкции снимите и цель имеете "достойную" — наводнить рынок иранской нефтью, ведь надо как-то снова давить на Россию.
Но и формально возражать у американцев нет повода. Москва имеет полное право продавать оборонительное оружие Тегерану. Даже Харф это признала: "США не считают, что решение России поставлять Ирану ракетные комплексы С-300 станут нарушением санкций Совета Безопасности ООН". Еще раз — это был жест доброй воли президента Медведева, в дополнение к резолюции ООН, которая запрещала наступательное оружие, но не оборонительное.
Сразу же после снятия эмбарго было объявлено о том, что Москва продает Пекину еще более современные противовоздушные комплексы С-400, сетует американская пресса. "Когда русские отчаянно нуждаются в деньгах, они продадут все что угодно и кому угодно", — сказал американский военный эксперт Стивен Бланк. Так это бизнес, г-н Бланк, вы и сами так делаете, и даже не от "отчаяния". И еще это геополитика. И тоже не одни русские ею занимаются.
Любовь Люлько