Ещё меньше о союзе с Грузией думала Россия.
После распада Золотой Орды, Российское государство продолжило борьбу с её наследниками. Было захвачено Казанское (в 1552г.), Сибирское (в 1555г., потом вторично и окончательно - в1598г.) и Астраханское (в 1556г.) ханства.
Но борьба с Крымским ханством, самым крупным осколком Золотой Орды, к тому же официально ставшим в 1478г. вассалом Османской Империи, растянулась на два с лишним столетия. Ежегодно Москва собирала до 65 тысяч ратников для защиты своих юго-западных границ с весны до глубокой осени. Василий Ключевский писал: В продолжение XVI века из года в год тысячи пограничного населения пропадали для страны, а десятки тысяч лучшего народа страны выступали на южную границу, чтобы прикрыть от плена и разорения обывателей центральных областей. Если представить себе, сколько времени и сил материальных и духовных гибло в этой однообразной и грубой, мучительной погоне за лукавым степным хищником, едва ли кто спросит, что делали люди Восточной Европы, когда Европа Западная достигала своих успехов в промышленности и торговле, в общежитии, в науках и искусствах.
Редкий год обходился без набега! Самый разрушительный случился весной 1571 года, когда крымский хан Девлет-Гирей с не менее чем 40-тысячным войском (летопись сообщает о 120 тыс.), дошёл до Москвы и сжёг её (правда, сам город взять не смог), за что получил прозвище Тахт Алган - взявший трон. Историки говорят о 10-80 тысяч погибших и о 60-150 тысячах пленных. Потрясённый Иван Грозный обязался выплачивать дань, срыл все укрепления на Северном Кавказе (крепость Терки и др.) и был готов вернуть Астраханское ханство. Но уже на следующий год хан потерпел разгромное поражение в битве при Молодях (из объединённого войска крымцев, ногайцев и турок, составившего более 100 тыс. человек, спаслись не более 15 тыс., погибли 7000 янычар все, участвовавшие в походе, а также почти все крымские мурзы, сын, внук и зять Девлет-Гирея), потеряв практически всё мужское население страны. Русская граница передвинулась к югу более чем на 300 км и началось освоение богатых чернозёмных земель (хотя дань Крыму выплачивалась до конца XVII века).
Всё удачно складывалось и на юго-западной границе.
Теперь Волга полностью принадлежала России, дав выход к Каспийскому морю и богатым восточным рынкам с персидскими, кавказскими, среднеазиатскими, индийскими и европейскими товарами, хотя и до этого русские купцы ездили в Астрахань (в основном за солью, причём в конце XV века большими караванами), а самые отчаянные на свой страх и риск добирались и до сказочной Шемахи (как известно, Афанасий Никитин в своём Хоженье за три моря первоначально собирался достичь именно её). Из России в Персию повезли меха, кость, юфть, пеньку, лен, хлеб. обратно шелк-сырец, ткани и узорные товары: драгоценные камни, золотые и серебряные украшения. В Москве был организован персидский гостиный двор с лавками.
Ведущую роль в персидско-русской торговле играла торговля казны. Государевых и шахских купцов освобождали от уплаты таможенных пошлин, предоставляли им различные привилегии в выборе места торговли, в продаже и покупке товаров. Кроме того, с них не брали за переезд и кормили даром. В отношении частных купцов, или тезиков, действовали многочисленные ограничения: им было запрещено продавать и покупать некоторые виды товаров, торговать в розницу, вступать в торговые сделки с иностранными купцами и т. п.
Европейские купцы также оценили волжский путь для транзита на Восток. Уже к 1560 Англия создала специальную компанию для торговли с Персией, Россией и северными странами, договорившись о беспошлинной торговле через русские земли (впоследствии отменённой по челобитной московских купцов). Добивались подобного права и голландцы (безуспешно).
Дорога по Волге была крайне важна и для Персии, столетиями торговавшей с Европой, но с XVI века лишённой этой возможности из-за войны с Турцией. Путь через Персидский залив ещё не был освоен, и Россия стала единственной возможностью восстановить европейскую торговлю, хотя после захвата турками в 90-х годах XVI в. западного побережья Каспийского моря торговый путь переместился к его малонаселенным и опасным (в первую очередь, из-за пиратов) восточным берегам.
Начинают интенсивно развиваться российско-персидские политические связи, обмен посольствами становится почти ежегодным, поручения дипломатического характера даются и направляющимся в Персию купцам. Шах даже предлагает отдать Дербент и Баку за помощь в борьбе с Турцией. Но Россия, только что заключившая мир с османами, не рискнула обострять обстановку.
А тем временем кавказский регион стал подмостками персидско-турецкого театра военных действий, что заставило восточногрузинские царства искать союзника вне Кавказа. Они обращаются и к католическому Риму, и к православному константинопольскому патриархату, и к государям европейских держав, но желающих испортить отношения с персами не нашлось, поэтому откликнулась только Россия: провозгласив себя Третьим Римом, она не могла игнорировать обращение православной страны, хотя это и противоречило её собственным экономическим интересам. Но это ведь так по-русски: совсем скоро (в 1630 году) русские бояре скажут голландским купцам: Между государями и государствами дружба и любовь бывает не для одной торговли.