Отвечая на вопрос Кудрина, Путин сказал о том, что, кроме головы, нужно иметь и сердце – поэтому ради увеличения экономического роста нельзя сокращать социальные расходы.
«Если мы хотим, чтобы люди нам доверяли, нужно иметь еще и сердце, нужно чувствовать, как рядовой человек живет, как это (экономическая ситуация) на нем отражается, – сказал Путин, – Если мы сохраним доверие граждан, то они тогда будут поддерживать все, что мы делаем, готовы будут и потерпеть, а если мы будем действовать, не обращая внимание на то, что происходит в жизни, тогда мы очень быстро можем скатиться к ситуации начала 90-х годов, когда будет утрачено, по сути, доверие к власти». При этом президент напомнил о том, как пришлось заливать деньгами непродуманное решение о монетизации льгот – причем тратить на это гораздо большие деньги, чем было запланировано на социальные расходы.
Этим словами Путин высветил принципиальную черту его курса – опираться на доверие, которое возможно только в том случае, если народ видит, что власть не просто объясняет свои действия, но и не отказывается в трудной ситуации от своих социальных обещаний. Монетаристский подход заключается в другом – ради некоторой теоретической модели можно принимать решения, которые будут бить по людям, но их мнение можно игнорировать – «ведь они просто не понимают, что власть действует ради их же блага, потом им же будет лучше».
Вот эта логика – неприемлема для Путина. Потому что он понимает, что реформы и теории, на которых они основаны, могут и не сработать, или вообще быть ошибочными – а отказ власти от социальных обязательств и падение уровня жизни людей приведет к падению доверия к власти, да и к государству в целом. Кому нужна бессердечная власть, власть, оторванная от жизни простого, рядового человека? Такая власть лишится не только кредита доверия и возможности проводить реформы – но и просто права руководить страной.