Для кого создавался самый странный и противоречивый советский пистолет
Возникает вопрос: как, зачем и самое главное для кого его вообще создавали в Советском Союзе?
По сути, ПП были единственным автоматическим оружием пехотинца.
До конца Второй мировой войны главным и, по сути, единственным ручным огнестрельным оружием пехотинца с возможностью полностью автоматического огня оставались пистолеты-пулемёты, которые, надо признать, хорошо себя проявили, несмотря на использование пистолетного патрона, серьёзно ограничивавшего эффективную дальность и точность стрельбы. Впрочем, было бы наивно полагать, что идея создания личного оружия пехотинца под более «тяжеловесный» патрон не приходила в головы военным и конструкторам. В конце концов, существовали самозарядные винтовки и ручные/единые пулемёты, не говоря уже о том, что первые попытки создания автоматов под винтовочный/промежуточный патрон и вовсе были сделаны задолго до Второй мировой войны. И всё же первый серийный автомат в лице StG-44 сделали на заключительном этапе войны немцы.
Штурмгевер стал пророком новой эпохи пехотного оружия.
С этого момента в мире началась эпоха штурмовых винтовок, личного оружия пехотинца под промежуточный патрон. Новый тип боеприпасов был мощнее пистолетных, что гарантировало большую дальность и лучшую кучность огня нового оружия в сравнении с пистолетами-пулемётами. Но при этом промежуточный патрон был легче и слабее винтовочного, что позволяло снизить массу оружия в результате сокращения провоцируемой в момент выстрела отдачи. При сопоставимой массе с винтовками, автоматы обладали большим боезапасом и скорострельностью. При этом имели заметно меньшие габариты. В этих условиях у многих оружейников возникла иллюзия, что пистолеты-пулемёты – это отныне реликт прошлого. Но проблема была в том, что для некоторых воинских должностей и специальностей автоматы всё ещё были слишком громоздки и тяжелы. Но при этом существовал объективный запрос на повышение огневой мощи индивидуального оружия.
ПП не только не сошли с арены, но и вышли на новый виток развития после войны.
Но как «поженить» высокую огневую мощь и компактность, если не с помощью пистолета-пулемёта? Правильно – сделать пистолет с возможностью полностью автоматического огня. Именно эта идея овладела умами многих военных и оружейников после Второй мировой войны. Собственно, АПС – автоматический пистолет Стечкина, как раз и появился в рамках советских попыток по созданию подобного оружия. Забегая вперед, проверку временем концепция прошла плохо. Не то, чтобы идея с самого начала была мертворождённой или завиральной… Просто как показала история пистолеты-пулемёты не только никуда не делись, но более того, после Второй мировой войны их развитие получило новое дыхание. Единственно «но» было в том, что ПП полностью уступили ниши лучного оружия пехотинца в армии, перекочевав в сегмент индивидуального оружия полицейских, спецназовцев и разного рода «специалистов».
АПС стал одной из успешнейших попыток втиснуться между ПП и автоматами.
Что же до автоматических пистолетов, то вскоре стало понятно, что создать добротный образец подобного оружия не слишком-то просто. В этом отношении советский АПС стал, пускай, и не единственным, но одним из немногих примеров удачного автоматического пистолета. Проблема же была в том, что автоматические пистолеты всё ещё были недостаточно мощными в качестве личного оружия воинских специалистов, но при этом были избыточно громоздки и тяжелы в качестве обычного пистолета. А увеличивать габариты и массу такого оружия приходилось по объективным причинам. Тот же АПС получился таким увесистым и крупным из-за необходимости использовать массивный затвор, длинный ствол и замедлитель темпа стрельбы. Всё это было необходимо для обеспечения нормальной работы автоматики и поддержания приемлемых огневых качеств. Беда в том, что даже в целом успешный АПС получился слишком «между».
Появление Ксюхи едва не поставило точку в карьере АПС.
С точки зрения оружия армии автоматические пистолеты всё ещё недостаточно мощные, но при этом избыточно габаритные. В связи с чем возникает вопрос: а кого ими вооружать? Некоторое время в Советском Союзе АПС пытались использовать в качестве личного оружия бойцов орудийных расчётов, водителей-механиков и гранатомётчиков. Однако, в итоге все эти «должности» для АПС были отринуты. Прижился пистолет исключительно в качестве личного оружия спецназовцев и военных лётчиков. Причём последним зачастую предоставлялся выбор между громоздким, но мощным АПС и удобным, но менее мощным ПМ. И надо сказать, многие лётчики выбирали последний. В армии же крест на солдатско-офицерской карьере пистолета Стечкина окончательно поставило появление самого компромиссного из «Калашниковых» — АКС-74У.
С годами АПС окончательно стал уделом спецназа.
В этом отношении крайне показателе тот факт, что хотя АПС и был принят на вооружение ещё в 1951 году, серийно этот пистолет выпускался лишь с 1951 по 1958. В дальнейшем творение Стечкина собирали лишь небольшими партиями. Как уже было отмечено, среди всех попыток создания серийного автоматического пистолета, советский АПС – одна из лучших. Более того, при всей своей специфичности, оружие это весьма грозное и вполне надёжное. Именно по этой причине пистолет Стечкина остаётся «нестареющей классикой» спецназа на протяжении многих десятилетий несмотря на солидный возраст. И всё же в армии и полиции, концепция подобного оружия не оправдалась. А потому едва ли в будущем нам посчастливиться увидеть большое количество новых попыток по созданию чего-то подобного. Хотя время от времени, новые автоматические пистолеты всё-таки появляются.