Работы на Туннуге начались в 2017 году, их ведёт Институт истории материальной культуры РАН в сотрудничестве с иностранными и российскими коллегами из разных организаций. В основе кургана – деревянная конструкция, напоминающая колесо, диаметром около 80 метров. Поверх него были построены глиняные стены, сверху вся эта конструкция тоже была перекрыта глиной, а поверх неё – завалена крупными камнями, которые образовали своеобразный панцирь.
Именно между слоем глины и слоем камней археологи нашли следы поминальных ритуалов. Остатки как минимум 18 лошадей и одного человека были обнаружены в шести секторах, раскопанных к моменту подготовки статьи в Antiquity (всего секторов 16, сейчас https://www.nkj.ru/news/51060/ раскопано уже девять). Человеческие кости лежат в анатомическом порядке, лошадиные кости фрагментированы, но отдельные части скелета лежат «правильно». Скорее всего, лошади были убиты на месте, заключают исследователи. При этом следов каких-либо травм на костях нет.
В десяти случаях, в которых возможно было определение пола животных, они оказались конями. Возраст большинства лошадей – между 9 и 15 годами, троим – больше 20 лет. Только одному животному 3–4 года.
Интересно, что рядом с костями черепа лошадей находились элементы упряжи, то есть они были, скорее всего, взнузданы. Рядом со скоплениями костей также нашли бронзовые предметы с остатками дерева, которые могли быть частью одной большой конструкции.Что-то похожее описывает Геродот (IV.72), рассказывая о скифских погребальных обрядах. Он рассказывал, что через год после захоронения царя скифы убивали 50 слуг и 50 коней. Из них с помощью деревяных кольев делали чучела всадников, которые ставили вокруг могилы. Ранее останки таких «призрачных всадников» находили на древней поверхности царского кургане Чертомлык.
Случай Туннуга, кажется, очень похож и на сообщение Геродота, и на археологические свидетельства из Чертомлыка: на тувинском кургане зафиксировали останки лошадей и человека, остатки каких-то деревянных конструкций, всё это лежит на одной из поверхностей кургана, когда погребение было уже совершено, но он ещё не принял окончательный облик. Но Геродот описывал причерноморских скифов, они же соорудили Чертомлык, свидетельство древнего автора датируется V веком до н.э., а причерноморский курган – второй половиной IV века до н.э. Туннуг же находится в тысячах километрах от них и датируется концом IX века до н.э.
Но исследователи видят в этом противоречии ещё одно подтверждение «восточной теории» происхождения скифов. Именно здесь, в Южной Сибири, и складывалась эта обширная историко-культурная общность. Помимо ритуала «из Геродота» с причерноморскими скифами Туннуг связывает и звериный стиль – в останках «призрачных» лошадей и всадников обнаружили две детали ременной гарнитуры, оформленные в этом стиле (показаны стилизованные головы хищников). Видимо, уже после подготовки статьи археологи обнаружили и ещё один пример такой связи – навершие акинака .