Переправа Черчилля через Рейн в Германии во время Рейнской операции. Вместе с премьером фельдмаршалы Б. Монтгомери и А. Брук. 25 марта 1945 года
«Русская угроза»
В 1998 году британское правительство рассекретило архивные документы, которые показывали, что операция под кодовым названием «Немыслимое» (англ. Operation Unthinkable) действительно разрабатывалась. Эти документы хранятся в Национальном архиве Великобритании.
Инициатором новой большой войны, которая должна была начаться после капитуляции Третьего рейха, был британский премьер-министр Уинстон Черчилль. Давний враг России. Именно Черчилль, будучи министром вооружения и военным министром Британии, стал одним из главных сторонников и основных инициаторов интервенции в Россию, заявив о необходимости «задушить большевизм в колыбели». По мнению Черчилля: «из всех тираний большевистская тирания – самая худшая… самая разрушительная, самая унизительная и… она гораздо хуже, чем германский милитаризм».
При этом Черчилль был одним из самых выдающихся государственных деятелей Британской империи, который всеми силами старался сохранить мировую империю англосаксов. Естественно, что он четко выделял главных врагов Британской империи – Германию и Россию. Именно немцы и русские могли бросить вызов Англии в Европе и мире.
Во время войны Черчилль сначала затягивал открытие Второго фронта в Европе, чтобы максимально истощить ресурсы Германии и СССР (Почему Великобритания и США затягивали открытие второго фронта). Союзники действовали на второстепенных направлениях и театрах – Африка, Средиземноморье.
Когда произошёл коренной перелом в войне и русские танки быстро пошли на Запад, британский премьер продвигал т. н. «Балканскую стратегию». Чтобы высадить войска на юге Европы, взять Белград, Будапешт и Вену, чтобы занять Юго-Восточную и Центральную Европу раньше Красной Армии.
Цель операции заявлялась вполне откровенно – навязать СССР волю США и Великобритании. По мнению Черчилля, «Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира». Поэтому нужно создать новый фронт, который «должен уходить как можно дальше на восток». Главная цель англо-американских армий – Берлин, также нужно занять Прагу и Вену.
Кроме того, Лондон и Вашингтон пытались не допустить утверждения в Польше созданного Москвой коммунистического правительства, отстаивая легитимность базировавшегося в Лондоне эмигрантского правительства.
Черчилль выражает опасения, что русские претендуют на полную гегемонию в Европе: «В любой момент, стоит им только захотеть, они прокатятся по оставшейся части Европы и отгонят нас обратно на наш остров».
Черчилль, Рузвельт, Сталин на Ялтинской конференции. Февраль 1945 г.
Операция «Немыслимое»
Черчилль даёт Объединённому штабу планирования Военного кабинета задание представить свои соображения относительно возможной военной кампании против СССР. Главным разработчиком плана стал бригадный генерал Джеффри Томпсон. План был готов 22 мая 1945 года.
Начало боевых действий планировалось на 1 июля 1945 года. План сухопутной кампании предполагал нанесение двух главных ударов в Германии в направлении Польши. Удары предполагались: северный, по оси Штеттин – Шнейдемюль – Быдгощ; и южный, по оси Лейпциг – Коттбус – Познань и Бреслау. Основные танковые сражения, как предполагалось, развернутся восточнее линии Одер – Нейсе, и от их исхода будет зависеть исход кампании. Англо-американские войска должны были занять Берлин и отбросить русских к рекам Одер и Нейсе в нескольких десятках километров восточнее германской столицы.
Планировщики считали, что, несмотря на превосходство русских в численности, есть возможность достигнуть успеха благодаря фактору внезапности, превосходству в управлении войсками и авиации. Однако, если Красная Армия не потерпит решающего поражения на первом этапе, то неизбежна тотальная война. А в ней русские в Европе имеют преимущество. Глубокое и быстрое проникновение англо-американских войск в глубь России, по примеру немцев, невозможно.
Англии и США приходилось всё ставить на одну «великую битву». В сущности, это была такая же авантюра, как и вторжение вермахта в июне 1941 года, когда гитлеровцы сделали ставку, что до зимы основные силы России будут уничтожены.В плане отмечено, что в наступательных операциях удастся использовать лишь 47 англо-американских дивизий, включая 14 бронетанковых. По их оценкам, им будут противостоять силы Красной Армии, эквивалентные 170 дивизиям союзников, из которых 30 дивизий – танковые.
Поэтому союзники планировали использовать на своей стороне польских повстанцев и 10–12 немецких дивизий. В последующем можно было сформировать ещё больше немецких соединений. Немецких военнопленных собирались использовать в войне с русскими. Для этого обмундирование и оружие Третьего рейха первое время сохраняли.
Также англо-американское командование старалось сохранить немецкие командные кадры, включая эсэсовцев. Люди с таким опытом были необходимы Англии и США, чтобы строить уже свой новый мировой порядок (Почему в США покрывали нацистских преступников).
Также имелась надежда, что преимущество союзников на мировых коммуникациях, в море, остановка поставок по ленд-лизу создадут для СССР критические проблемы.
«Вне наших возможностей»
Идеи Черчилля и наработки Томпсона были направлены в высший штабной орган Великобритании – Объединённый комитет начальников штабов. 8 июня было составлено заключение британского Генштаба.
Британский генералитет отнёсся к идее Черчилля начать новую мировую войну весьма прохладно. Главный военный советник премьер-министра Гастингс Исмей поинтересовался, как власти будут объяснять народу, что начали войну против Советского Союза, который несколько лет позиционировался как главным противник «чёрно-коричневой чумы» (нацизма и фашизма), как союзник Британии и США. Также недопустимо привлечение для участия в войне с русскими частей вермахта и СС, что вызовет много вопросов и негативную реакцию мировой общественности.
Объединенный комитет начальников штабов отмечал, что англо-американские силы обладают полным превосходством только на море и в стратегической авиации. Быстрой победы не будет. Война будет тотальной, длительной и дорогостоящей. Численный перевес русских делает даже кратковременный и ограниченный успех на суше сомнительным.
Ключевой вывод за подписью фельдмаршала Алана Брука был очевидным:
«Поэтому мы считаем, что, если начнется война, достигнуть быстрого ограниченного успеха будет вне наших возможностей, и мы окажемся втянутыми в длительную войну против превосходящих сил. Более того, превосходство этих сил может непомерно возрасти, если возрастет усталость и безразличие американцев и их оттянет на свою сторону магнит войны на Тихом океане».
«Продвинуться до Северного моря и Атлантики»
11 июля британцы подготовили уже оборонительный план, сохранивший кодовое название «Немыслимое». Британские военные отмечали, что в случае если американцы уйдут из Европы (к примеру, на Тихоокеанский театр), то русские смогут продвинуться до Северного моря и Атлантического океана. Британцам придётся, по примеру кампании 1940 года, эвакуироваться на Британские острова и положиться в обороне на флот и авиацию.
Таким образом Черчилль хотел сделать то, что некоторые ведущие деятели Третьего рейха предлагали перед самым падением Германской империи. Устранить Гитлера и использовать остатки мощи вермахта, СС и военно-экономического потенциала Германской империи в борьбе с русскими. Немцы становились откровенным «пушечным мясом» Англии и США в борьбе с «красной угрозой». Англо-американские дивизии становились вторым эшелоном.
Черчилль проиграл выборы в июле 1945 года, потеряв место премьера. Однако он сохранил статус ведущего идеолога Западного мира. 5 марта 1946 года в Вестминстерском колледже в Фултоне (штат Миссури, США) Черчилль произнёс ставшую знаменитой речь, которую принято считать точкой отсчёта холодной войны.
По сути, это было начало третьей мировой войны – идеологического, информационного, экономического противостояния двух мировых полюсов. Дипломатической и тайной войны, войны спецслужб, малой войны в третьих странах (Корея, Вьетнам, Ангола, Афганистан и т. д.).
«Горячую войну» англосаксы во главе с Черчиллем не смогли начать из-за военно-экономической мощи Советской сверхдержавы. Анализ британских и американских военных показывал, что русские на тот момент были непобедимы на суше и могли выйти к Атлантическому побережью в случае новой войны в Европе. Ни Черчилль, ни британские генералы, ни их американские союзники самоубийцами не были.
Парад союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 года, посвященный окончанию Второй мировой войны. Колонна из 52 советских тяжелых танков ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии проходит по Шарлоттенбургскому шоссе