Успех Северной Кореи в испытании межконтинентальной баллистической ракеты, которая, похоже, может долететь до Соединенных Штатов, стала возможной благодаря покупке на чёрном рынке мощных двигателей, вероятно, с украинского завода, имеющего исторические связи с русской ракетной программой, согласно экспертному анализу американских спецслужб.
Исследования могут решить загадку того, как Северная Корея преуспела после стольких огненных ракетных сбоев, некоторые из которых, возможно, были вызваны американским саботажем цепей поставок и кибератаками при его запуске. После этих неудач, КНДР изменила проекты и поставщиков за последние два года, согласно новому исследованию Майкла Эллемана, специалиста по ракетным вопросам в Международном институте стратегических исследований.
Такая степень помощи Северной Корее издалека была бы заметна, потому что президент Трамп выделил только Китай как основной источник экономической и технологической поддержки КНДР. Он никогда не обвинял Украину и Россию, хотя его госсекретарь Рекс У. Тиллерсон сделал косвенную ссылку как на Китай, так и на Россию в качестве «основных экономических факторов» после недавнего запуска МБР Северной в прошлом месяце.
Аналитики, которые изучали фотографии руководителя КНДР Ким Чен Ына, осматривающего новые ракетные двигатели, пришли к выводу, что они базируются на конструкциях, которые когда-то приводили в действие ракетный флот Советского Союза. Двигатели были настолько мощными, что одна ракета могла швырнуть 10 термоядерных боеголовок между континентами.
Эти двигатели были связаны только с несколькими бывшими советскими объектами. Правительственные следователи и эксперты сосредоточили свои расследования на ракетном заводе в Днепропетровске, Украина. Во время «холодной войны» завод производил самые смертоносные ракеты в советском арсенале, включая гигантскую SS-18. Он оставался одним из основных производителей ракет России даже после обретения Украиной независимости.
Сейчас «Южмаш» переживает тяжелые времена. Завод недоиспользуется, насыщается неоплаченными счетами и низким моральным духом. Эксперты считают, что это самый вероятный источник двигателей, который в июле привел к двум испытаниям МБР, которые были первым доказательством возможностей Северной Кореи имела диапазон, если не в точности или технологичности, но уж точно по дальности, чтобы угрожать американским городам.
«Вероятно, эти двигатели пришли с Украины — возможно, незаконно», — сказал г-н Эллеман в интервью. «Большой вопрос в том, сколько у них есть, и помогают ли им теперь украинцы. Я очень переживаю.»
Он добавил, что следователи Организации Объединенных Наций пришли к выводу, что Северная Корея шесть лет назад пыталась получить ракетные секреты из украинского комплекса. Два северокорейца были пойманы, и в докладе ООН говорится, что информация, которую они пытались украсть, была сосредоточена на передовых «ракетных системах, жидкостных двигателях, системах космических аппаратов и ракетных топливных системах».
Следователи теперь считают, что в условиях хаоса послереволюционной Украины Пхеньян снова предпринял такую попытку.
Подробный анализ г-на Эллемана является публичным подтверждением того, что разведывательные чиновники говорили в частном порядке в течение некоторого времени: новые ракеты основаны на такой сложной технологии, что для северокорейцев было бы невозможно так быстро преодолеть этот разрыв. По-видимому, они впервые запустили новый двигатель в сентябре — это означало, что потребовалось всего 10 месяцев, чтобы перейти от этой базовой вехи к полноценному пуску МБР.
В прошлом месяце «Южмаш» отрицал сообщения о том, что заводский комплекс боролся за выживание и продавал свои технологии за рубеж, в частности в Китай. На его веб-сайте говорится, что компания этого не делает, не участвует и не будет участвовать в «передаче потенциально опасных технологий за пределы Украины».
Американские следователи не верят в это отрицание, хотя говорят, что нет никаких доказательств того, что правительство президента Петра Порошенко имело какие-либо познания или контроль над тем, что происходит внутри комплекса.