Пантюркизм. Учебники и прогулянные уроки
Игорь ШУМЕЙКО
После распада СССР в течение года по инициативе Турции был создан «Тюркский совет», ныне «Организации тюркских государств». Цель — распространение влияния на бывшие союзные республики, а теперь — независимые государства Центральной Азии и Закавказья. Идеологический мотор этого влияния «Международная тюркская академия» (Turkish World Educational and Scientific Cooperation Organization, Астана, Казахстан) выпустила учебник «Общая тюркская история». В 7 разделах прослежена история тюркских народов до XV века.
Россия в недавней истории получила пример разлагающего влияния литературы, объединенной под общим слоганом, уже мемом: «Соросовские учебники». — Это причина внимательно присматриваться к любой литературе, претендующей на долговременное влияние, истолкование огромного пласта истории. В данном случае — нашей Общей Истории, ведь Российская Федерация сама является крупнейшим тюркским государством.
В самом интересе к истории тюркских племен нет ничего предосудительного, решающую роль играет общий вектор её рассмотрения. И наиболее тревожным, опасным для российского единства является сегодня не столько амбиции, цель Турции объединить вокруг себя все тюркские народы, а поразительно слабое духовное, интеллектуальное противостояние этому. «Поразительное» потому, что базис, идея, возражение Пантюркизму у нас давно есть, и автор его пользуется огромным уважением в России и во всем тюркском мире. Это — Евразийство, а человек, внесший выдающийся вклад в его разработку, распространение — Лев Гумилев. Я умышленно останавливаюсь на его благородной, многострадальной фигуре. Конечно, велик вклад Савицкого, Трубецкого, но именно Гумилев царит в умах, душах миллионов тюрок, русских, финно-угров, всех россиян. И главное, что показал Гумилев в нашей общей исторической судьбе, — наследие ила (империи) Чингис Хана, границы которой практически совпадают с нынешними границами стран ШОС. А Улус его старшего сына Джучи = Российская Федерация.
И наиболее вредоносным сегодня является некое «экзотическое» восприятие основателя нашей империи. В беседах с одним из ведущих современных евразийцев Николаем Алексеевичем Лугиновым (российский писатель-классик, по книгам которого в 2009 году снят международный киноблокбастер «Тайна Чингис Хаана» (Россия Монголия, США) я формулировал это примерно так: «Им что Чингачгук, что Чингис Хан».
Но вдумайтесь, насколько абсурдна, опасна была бы ситуация, когда против серьезной идеологии Пантюркизма — оставался бы вакуум («В России нет идеологии»). Но присмотритесь: сторонники объединения всех тюрок вокруг Турции не считают Евразийство — «экзотикой», для них это единственный соперник. Вот доктор исторических наук Назира Нуртазина (Казахстан), пропагандируя Турцию как ориентир, делает и второй необходимый для этих целей вывод: «Следует подчеркнуть разрушительные экономические, политические и культурные последствия колониальной экспансии Российской империи, а также политику Цинской (Китайской) империи, под властью которой в XVIII—нач. XX вв. также оказалась огромная территория исконно тюркских земель».
А вот историк по эту сторону границы, Равиль Фахрутдинов, учебник «История татарского народа и Татарстана». (Древность и средневековье), § 47. Завоевание Казанского Ханства: «В городе началась резня… мужчин перебили, а женщин и детей раздали русским воинам. Кровь татарская текла рекой, трудно было пройти через множество валявшихся трупов. Ими были переполнены берега Казанки, местами их кучи доходили до высоты городских стен». — Тут, кстати, и роль учебников истории, в частности Фахрутдинова, вызывала митинги под лозунгами «Холокост-1552» (год взятия Казани). Ему я отвечал и в книге и в статье «Камертона», а здесь только самый краткий вывод, парадокс, но проверяемый, доказуемый:
В войске Ивана Грозного татар было больше, чем у осажденного в Казани Едигера. Известный историк Марат Сафаров: «И когда теперь некоторые казанские историки пишут о татарофобии Ивана Грозного на основании покорения Казани, христианизации и прочего, они упускают из вида то, что Иван Грозный вырос фактически внутри татарского мира»!
И про русское служилое сословие, дворянство упоминал не раз: на 70-80 % это выходцы из Орды (до середины 18 века, когда дворянство стало приложением к чину). Бежавшие от насильственной исламизации хана Узбека, а главное — от Великой Замятни, они преодолели её, вновь консолидировали Улус Джучи с новой династией: Рюриковичи вместо Чингизидов. Тут и объяснение «мирового рекорда»: за 60 лет (при-) воссоединена территория от Волги до Тихого Океана, и исчерпывающий ответ любым попыткам (в том числе нынешних пантюркистов) уподобить русских «колонизаторов» — англичанам, испанцам и прочее… Русь сама была включена в Улус (безо всяких «референдумов») — волей Чингис Хана и его потомков. И состояла в нем века, и взяла себя лидирующие функции, — точнее, их, эти функции перенесли на своих саблях, стрелах бежавшие из Орды нойоны. Пантюркисты, повторю, чувствуя единственного оппонента — евразийца, вместе с Россией льют негатив и на татаро-монгол Чингис Хана. Д.и.н. Н. Нуртазина:
«Нет оснований преувеличивать этнокультурные и политические последствия монгольских завоеваний для Казахстана, коренных изменений в образе жизни, в языке и культуре не произошло. Само понятие “монгольская эпоха” некорректно по отношению к истории Казахстана».
Тут пока умеренные искажения и аккуратное отстранение: «монголы» — вместо «татаро-монголы»: свалить негатив на монгол. Но ключевой тезис, выдача себя, проговорка сегодняшнего «историка» на службе Турции Нуртазиной — это оценка итогов одной из важнейших битв мировой истории, Ангора 1402 год:
«Неоднозначный характер имела внешняя политика эмира Темура в своей борьбе с Тохтамышем и его союзниками, разрушавшими города, инфраструктуру Золотой Орды. С точки зрения общетюркских идеалов нельзя назвать целесообразным и прогрессивным вторжение Темура в Малую Азию, и в целом неспособность двух великих монархов тюркского мира той эпохи — султана Баязида Йылдырыма и Тамерлана — найти общий язык и согласие, что закончилось известными трагическими событиями, братоубийственной войной, пленением и унижением османского султана. В итоге политически выиграли другие силы, которые находились за пределами тюркского мира».
Пояснить смысл этой цитаты («Тамерлан обидел турок, унизил султана Баязета, предка нынешних хозяев Нуртазиной») следует не злорадства ради, — а именно для понимания глубинной сути конфликта, проявляющегося и сегодня, — судя по учебникам «Международной тюркской академии». Да, в январе 1402 года выйдя из Нахичевани, Тамерлан разбил при Ангоре Баязида Йылдырыма (Молниеносного). Тоже великого и успешного (ранее) воина. Баязида должен извинить общий тренд Истории тюрков. Сплочение их монголами Чингис Ханом не просто подняло на недосягаемую высоту боеспособность татаро-монгол… — глубочайше укоренилось, стало второй религией — отношение к Службе.
Памятник Тамерлану в Узбекистане
С книгой «Судьба и Служба. Тюркские контуры России» (2020) я объехал несколько важнейших тюркских регионов России: Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия). В Туве был ранее. И одобрение коллег историков писателей, повторные приглашения выступить — одна из самых важных для меня оценок. Почему Чингизиды так яростно преследовали половцев хана Котяна? Те бежали к русским — догнали при Калке. Остатки половцев бежали в Венгрию — догнали и там (попутно и Венгрия — кирдык). Остатки остатков бежали до Северной Италии — настигли и там! Почти «до края земли» преследовали половцев за отказ стать под знамена Чингис Хана. Их отказ от обще-тюркской Службы выглядел как святотатство, ересь.
Вот что отчасти извиняет Баязита: и за полтора века до него татаро-монголы нагнали других «отщепенцев» турок-сельджуков. Те разгромили византийцев, захватили всю Малую Азию, но всё равно были наказаны в битвах при Манцикерте, в 1243 году под Кёзе-Дагом, и покорились на время. Но в книге «История российской цивилизации»1 я продолжил этот тренд: ил (империя) Чингис Хана и его наследников и далее продолжала наказывать «уклонистов» от обще-евразийской Службы. И приобщение нового пласта истории было для многих неожиданным. А как еще истолковать исходы бесчисленных русско-турецких войн? Хронические поражения от времен Миниха и до войны 1877—78 годов, причем порой от пяти семикратно меньших армий Суворова, Румянцева… породили в турецком фольклоре даже такую версию: раны от четырехгранного русского штыка были ужасны даже в раю (гурии не так любили, шарахались), потому и бежали. А если без версии гурий?
В отличие от России Турция не входила в орбиту держав наследников Чингис Хана, и многочисленные русско-турецкие войны можно рассмотреть еще и как продолжение столкновений эпохи Тимура и Баязета, Орды и Султаната.
И… с тем же результатом. Единственный случай, когда Россия и Турция воевали в союзе: «супротив французских безбожников»2. Много значила даже фамилия командующего, великого адмирала Федора Ушакова. Турки — и когда он громил их на Черном море, и воюя под его началом в Средиземном, с почтительным ужасом звали его: Ушак-паша. Ушак — по-турецки: малый. Более того: в Турции, в вилайете Кодавендикджар, к юго-востоку от Стамбула есть город Ушак3.
Ушак-паша — один из примеров, выразительно подчеркивающих: один и тот же, современно выражаясь, «человеческий капитал», практически одни и те же люди! — Но дворяне России, в отличие от чифтликчи (помещиков) Турции, стали «материалом» для грандиозной реформы. Турция — хорошая «база сравнения». Она занимала такое же промежуточное Европо-Азиатское положение и так же два века наблюдала неумолимо растущие: европейскую мощь и собственную слабость. И так же пыталась перенять западные военные науки и даже получала на этом пути огромную помощь Англии, Франции, Пруссии. Настраивая, укрепляя Турцию против России, они не только продавали свои «военные ноу-хау» — сами щедро финансировали все попытки турецких военных модернизаций.
Султаны Ахмед III (1703—1730), Мустафа III (1757—74), Абдул-Гамид I(1774—89), Селим II (1789—1807) и Махмуд II (1808—39) отчаянно стремились реформировать армию. И некоторые, например, Селим II — почти приближались по уровню способностей, энергии к Петру Великому, но… Вот Момент истины! Турецкие помещики чифтликчи, при всей этнической тюркской близости к русско-татарскому дворянству, как возможный «материал для реформ» — оказались безнадежны. Прогуляли урок (см. заголовок статьи). Потрясающий рисунок Судьбы! Через долгие века давнее противостояние Султаната и Орды все-таки сказалось, проявилось в уровне, качестве служилого класса. Словно Орда еще раз выиграла у турок Битву при Ангоре 1402 г. Когда-то воспитанные Ясой нойоны, став российскими помещиками, вместе со всем государством с начала XIV в. и до конца XVII в. тоже плавно дрейфовали к упадку. Но заложенная «пружина», жертвенность, способность к сверх-усилиям, как выяснилось, осталась и в государстве, и в служилом сословии.
Безусловно, не только российские дворяне (на 60-70 % выходцы из Орды) обеспечили успех Реформ. Как раз петровская эпоха включила «социальные лифты»: крестьяне, однодворцы, посадские (мещане), дети священников и бывшие монахи упраздненных монастырей — благодаря успехам на военной (иногда и на статской) службе — пополняли дворянское сословие. Но «приходя в дом» служилых, — они видели и принимали давно установившиеся порядки, кодексы поведения, написанные в том числе бывшими ординскими нойонами. Турки-османы, ушедшие, подобно когда-то половцам, от тяжелой ординской службы, при всех первоначальных успехах оказались неспособны к подобному рывку, и при султанах все попытки обновления не удались. До сих пор турецкая сравнительная база для оценки Петровской модернизации, — насколько я знаком с военной литературой, — не привлекалась.
Общий крах в Первой мировой войне дал старт новым модернизациям в России, Турции. Но итог предыдущей истории: султанам не удалось повторить «фокус царя Петра» во многом по причине отсутствия схожего проводника реформ: «служилого класса», дворянства. То есть… ординского наследия.
«Тюркский Совет» и добрый совет тюркам
Свои выступления я не ограничивал «героями былых времен». Касался современности: организация «Тюркский Совет» создана по инициативе первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, поддержанной Президентом Турции Эрдоганом, затем Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Первый саммит: октябрь 2011 г., Алматы. В 2019 г. к первоначальной четверке: Казахстан, Азербайджан, Турция, Кыргызстан — присоединился Узбекистан. Саммиты «Тюркского Совета» посвящены «сотрудничеству в сферах экономики, торговли, образования, миграции, культуры, грузоперевозок и туризма». В рамках совета действуют:
- «Международная Организация Тюркской Культуры», штаб-квартира в г. Анкара;
- «Парламентская ассамблея тюркоязычных стран», штаб-квартира в г. Баку;
- «Международная Тюркская академия», штаб-квартира в г. Нур-Султан;
- «Тюркская Торгово-промышленная палата», в Стамбуле;
- «Центр Кочевой Цивилизации», штаб-квартира в г. Бишкек.
Поступали многочисленные приглашения войти в «ТС» России. Формальные условия: «Необходимо иметь тюркское население и один официальный тюркский язык» — соблюдено. В числе доводов:
«Татарстан может выступить мостом между РФ и Тюркскими странами, что положительно повлияет на экономики всех стран. Кроме того, после вступления России в союз, "Тюркский Совет" может составить конкуренцию ЕС с учетом численности населения и территории России. Усиление и расширение состава "Тюркского Совета" является исторически важным событием для членов союза. Сегодня в мире, когда укрепляется Китай, США проводит агрессивную внешнюю политику, усиливаются Арабские страны, Индия, — развитие в рамках "Тюркского Совета" может служить защитой и гарантом суверенитета братских тюркских стран».
Собственно, Россия в одну организацию, инициированную Назарбаевым, уже вступила (ЕврАзЭс, затем Евразийский экономический союз)… «21 год, полет нормальный». С 2005 года участвует (наблюдатель) в «Организации исламского сотрудничества». Лица, чаще всего представляющие Россию в тюркском, мусульманском сообществах, хорошо известны. Это уважаемые председатель Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России Талгат Таджуддин, главы Татарстана Рустам Минниханов и Чеченской республики Рамзан Кадыров.
Вслушиваясь в их выступления и всматриваясь в дела — эти люди кажутся символами нашей новой нормальности. Если уж Россия на рубеже века, тысячелетия решила продолжить свое евразийское существование (не абсолютно предопределенный в 1990-х вариант), то наши тюрки, мусульмане должны контактировать с соплеменниками, единоверцами — свободно, в меру интереса и желания. Раньше за подозрения в пантюркизме репрессировали многих руководителей союзных, автономных республик. Но в нашей суровой империи по подозрению только в попытке организовать Российскую Компартию (ссылаясь на наличие компартий всех союзных республик) — были расстреляны руководители города, перед этим выдержавшие Блокаду («Ленинградское дело»)…
Фатальное исчерпание силы идей (1917, 1991 гг.) подтолкнуло к осознанию: свой статус «особой Евразийской цивилизации» надо чем-то наполнять. И свободные, не стесняемые контакты по тюркской, мусульманской линиям сегодня позволяют их участникам, вернувшись в Россию, подробнее уточнять смысл традиционных российских форм жизнедеятельности.
Запомнились иллюстрации этих тезисов…
В первые дни весны 2014 года, возвратившей Крым, для налаживания взаимопонимания с крымско-татарской общиной туда срочно были командированы главы Татарстана и Башкортостана Рустам Минниханов и Радий Хабиров. Рамзан Кадыров, в арабских столицах борясь с ДАИШ (ИГИЛ)4, — помогает очистить ислам от «чистого», салафитского ислама. Верховный муфтий России уважаемый Талгат Таджуддин на трибунах «Всемирного русского Народного Собора» неустанно говорит о значении Святой Руси для российских мусульман.
Итог
Только стерев в России и самые следы панславизма, можно советовать российским тюркам смотреть на тюркские организации, с учетом все же «цивилизационного фактора». Схожесть языков — хорошее основание для общения эдакого… «фестивального формата»! Съезжаются, демонстрируют свои успехи. Песни, танцевальные ансамбли, сувениры, изделия народных промыслов. Настроение… можно представить: встает — словно радуга, сумма всех достижений всех тюрков. Но дни форумов и фестивалей не бесконечны, и после всех торжеств, речей, как после бала — участники разъезжаются в те свои страны, туда, где эти достижения — и были достигнуты!.. Россия или Турция помогли Татарстану достичь нынешний казанышлар (успех), о котором еще будут речи?
Примечания:
1. Написана по программе «Приоритет 2030». Учебное пособие для технических вузов, доступно по ссылке.
2. Так это в 1799 г. офицеры объясняли русским и турецким морякам и солдатам, причем не кривя душой! — Франция была тогда атеистической республикой.
3. Дальний потомок адмирала (не по прямой линии, от племянника флотоводца) Александр Федорович Ушаков и сегодня проживает в Москве, ему принадлежит знаменитое Измайловское подворье. Он рассказывал про свой род, идущий от потомка касожского (черкесского) князя Редеди. Владетель знаменитой Тмутаракани, сын Владимира (крестителя Руси) князь Мстислав Удалой, в 1022 г. убил Редедю на поединке, но детей его усыновил. А от другого потомка Редеди, Василия Варфоломеевича Глебова по прозвищу Лопуха, — происходит знаменитый княжеский и дворянский род Лопухиных.
4. Терррористическая организация, запрещённая в РФ.