Судья Пензенского областного суда рассказала, как жителям приходится отстаивать свои права
Неожиданный выбор
– Иногда играю, – улыбается она. – Когда-то в музыкальную школу ходила. Мама была уверена, что стану музыкантом. А я после девятого класса решила: только на юридический! Она не могла поверить…Преподаватели тоже просили подумать: говорили, чтобы не губила талант. Юристов в нашей семье не было, но меня очень заинтересовало право. Спасибо моей учительнице истории Ольге Алексеевне Спириной, что так интересно рассказывала о законах и их значении в жизни общества. Сначала мне казалось, что суд – это что-то далекое от меня. Думала: устроюсь юристом на какое-нибудь предприятие. Но, когда вернулась после окончания пензенского юрфака в родной Кузнецк, вакансий не нашлось. А в суде была. Сначала работала специалистом, потом помощником судьи, а позже сдала экзамен на судейскую должность.
Сейчас у Надежды Васильевны семь лет судейского стажа.
– Мне очень понравилась и сама работа, и отношение коллег к ней, – ответственное, вдумчивое, – продолжает моя собеседница.
В сентябре этого года Надежда Афанасьева перешла на работу в Пензенский областной суд. Сразу влилась в коллектив.
Невидимые миру слезы
Надежда Васильевна по большей части специализировалась на гражданских и административных делах.– Не считаю их менее важными, чем уголовные, – объясняет она. – Закон – тот инструмент, который помогает защитить права людей, тем самым помогая им в непростой жизненной ситуации. Например, человек хочет добиться компенсации за нанесенный его здоровью вред. Он страдал и вынужден рассказывать о своей боли во всеуслышание. Конечно, переживаешь вместе с ним.
Однажды маленькая девочка сильно травмировалась в садике, упав на игровой площадке. Не уследили? Не только. Как потом выяснилось, этот детский комплекс вообще не был предназначен для малышей такого возраста. Администрация садика выплатила компенсацию. Несчастные случаи на улице, укусы собак, споры, окончившиеся дракой… Да мало ли в жизни бывает ситуаций, заканчивающихся страданиями?!
– В последнее время часто читаю новости о том, как людям пришлось защищаться от собачьих зубов, – замечаю я. – Вы рассматривали такие дела. Чаще нападают бездомные животные или те, у которых есть хозяин?
– Чаще – бездомные. В Кузнецке обилие первых было особенно заметно, хотя там есть службы, которые занимаются их отловом и стерилизацией. Но потом дворняг куда выпускают? На улицу. Видимо, в этой системе есть недоработки, раз проблема остается достаточно острой.
Найти управу на бездушность
– К сожалению, не всегда власти исполняют даже то, что от них требует закон. Мне запомнилась история женщины-инвалида, – продолжает судья. – Ни подъезд в ее доме, ни квартира не были приспособлены для проживания колясочника. Администрация города Кузнецка установила этот факт, на этом все и застопорилось. После судебного решения женщину признали нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно закону, выделить подходящие квадратные метры ей должны вне очереди.Много обращений в суд (в том числе, инициированных прокуратурой), бывает по фактам необеспечения бесплатными лекарствами. У одного мужчины развилось тяжелое заболевание, из-за которого начали отказывать ноги. Ему требовались очень дорогостоящие препараты. Пока их выдавали, ситуация со здоровьем более-менее стабилизировалась. Но потом заменили на более дешевый аналог. Человек лечится, а ему все хуже! Родные забили тревогу. Суд постановил: пациента надо обеспечить оригинальным препаратом. Потом в деле появилось запись: «Исполнено». И это не просто слово. За ним – судьба человека.
Разговор заходит о профессиональном выгорании. Не секрет, что нагрузка у судей немаленькая.
– Я не люблю этот термин – выгорание. Да, бывает, что устаю, – признается Надежда Васильевна. – Но приду домой, переключусь, побуду с семьей, а потом снова появляются силы. У меня очень интересная работа, которую я люблю. Одинаковых дел не бывает. И постоянно приходится учиться чему-то новому.
Когда бывают непростые моменты, помогает музыка. Включаю своего любимого Шопена. Или Моцарта. Или Рахманинова … В музыке есть все – и радость, и грусть. Она лечит, очищает душу.