"Дуров не сможет отдать ключи и под пытками": Как устроен "Телеграм", рассказали эксперты
"Где у него кнопка?" — эта фраза из фильма "Приключения Электроника" прямо про Павла Дурова.
Есть ли у него самого прямой доступ ко всем чатам, в том числе к тем, что используют наши бойцы на передовой?
И есть ли у нас возможность быстро создать русский аналог платформы? Об этом читайте в материале Царьграда.
ОЛЬГА АНТОНОВА
В 2018 году юрист Павла Дурова выслал на имя директора ФСБ Александра Бортникова письмо и фото с двумя ключами от врезного дверного замка. В послании издевательски вежливо сообщалось, что это "ключи от кроссплатформеннного мессенджера "Телеграм" и передаются они во исполнение требования федерального закона "О противодействии терроризму".
Теперь Дуров, или Поль дю Роув, как указано в его французском паспорте, сидит во французской тюрьме. Ордер на арест Поля/Павла выдан властями "в связи с недостаточной модерацией контента в Telegram". Интересно, а какими ключами теперь он станет троллить французских судей, у которых, похоже, нет чувства юмора?
Объединяет всех действующих лиц
Озаботились на Западе судьбой популярнейшего мессенджера на третьем году СВО, когда "телега" стала одним из главных инструментов связи на фронте.
Военкор Дмитрий Стешин объясняет, как "телега" используется на передовой:
В небо поднимаются дроны. В правой половине экрана - картинки-сегменты, в них изображение в реальном времени. Одновременно открывается чат в "Телеграме": в нём - авиаразведка, артиллеристы и реактивщики. И понеслось...
"Телеграм" стал коммуникатором всех действующих лиц. А теперь что? Выход один - быстро создавать свой мессенджер. По силам нам, по мнению военкора, сделать и аналог "Старлинка":
Имея сеть космодромов и "жёлтую майку лидера" в космической отрасли, упустить возможность покрыть планету своими спутниками связи - это талант, конечно, нужен. Впрочем, и это сделать не поздно.
Однако на гражданке не все согласны с военкором. По крайней мере, в теории. Об этом рассказал Царьграду программист Данил Воробьёв:
Как человек, учившийся на военной кафедре связи, знаю, что неуставные средства связи не используются в войсках. Это всё-таки военная операция, планируемая штабами, а не партизанские вылазки ополчения. И средства спецсвязи у нашей армии есть, они закрыты шифрованием. А "Телеграм" применяют в критической ситуации там, где в данный момент есть проблема.
Что касается создания отечественной альтернативы "Телеграму", то тут эксперт пессимистичен:
Всё программное обеспечение, которое можно создать, будет использовать системы разработки - языки программирования, редакторы - иностранного производства. Поскольку у нас нет собственных. Работать продукт будет на операционных системах зарубежного производства, поскольку на мобильных устройствах у нас точно нет собственной "операционки".
Созданный в кратчайшие сроки для армейских нужд мессенджер тоже будет "не нашим": он будет собран из "кубиков", сделанных в западных странах.
"Нет у Дурова никаких ключей"
Политолог Марат Башаров уверен: никаких ключей у основателя "Телеграма" нет - "ни на поясе, ни в смартфоне":
Владельцы соцсети не могут ничего сделать без согласия пользователей. Максимум - знают номер телефона для регистрации аккаунта и могут аккаунт блокировать, что они и делают, если получают доказательства от пользователей или силовиков (когда поймали преступника, и он открыл им доступ к своей переписке). Дуров не сможет передать ключи даже под пытками: нет их у него.
На серверах хранится открытая переписка открытых каналов, как, например, архив любого телеграм-канала, поясняет эксперт:
Для этого я как владелец канала должен дать согласие соцсети хранить, а читателям иметь доступ к нему. А если не даю, то всё стирается вместе с временным ключом переписки в зависимости от установленного времени. Если я стёр переписку, то она стирается и на серверах автоматически.
Перспективы "Телеграма" Баширов оценивает оптимистично: он останется и будет работать, и никакие французы или американцы ничего не сделают. И с Полем дю Роув тоже всё хорошо будет при определённых условиях.
Во Франции адвокаты Дурова замотают спецслужбы и суды. Реальная угроза ему грозит, если Франция выдаст его США. Там адвокаты не помогут, его проведут до суда по законам об антигосударственных преступлениях, где решение заранее предопределено,
- считает эксперт.
"Ключи у Дурова есть"
А вот программист Андрей Казанцев считает, что ключи у Дурова есть. Царьграду он рассказал:
Например, у Whatsapp вся информация хранится на устройствах пользователей. Сменили вы телефонный аппарат - переписки пропали. Если, конечно, вы предварительно не отправили их в "облако". "Телеграм" хранит данные на сервере. Как там шифруется информация, посторонние не знают. Иначе для взлома интересующих чатов не надо было бы задерживать Дурова. У него есть доступ к серверам, и в этом причина задержания. В Telegram есть и секретные чаты, они не видны не приглашённым в них пользователям. Но и эта переписка хранится на серверах.
Что с того?
МИД Франции заявил, что не будет комментировать задержание Дурова, чтобы не повлиять на независимость судебной системы. И плевать они хотели на "демократические устои" и какую-то там презумпцию невиновности. Фамилии Поля дю Роува нет в списке дел, назначенных к слушанию в суде Парижа, сообщают местные СМИ.
Вот тебе и мир, основанный на правилах правды, куда так стремился ленинградский парнишка, выпускник филфака СПбГУ, потанинский стипендиат Павел Дуров.
А нам нужно научиться не врать. Военкор раскритиковал слова зампреда Комитета Госдумы по обороне Алексея Журавлёва, который заявил, что в армии достаточно средств связи, "чтобы не горевать по "Телеграму". После провала в Курской области, в том числе из-за связи, Журавлёв должен об этом хорошо знать. А значит, он лукавит или по поводу связи, или по поводу посещения фронта.
Мы не сможем победить, если не начнём говорить правду. Эта война в очередной раз показала, что самый большой ущерб наносят не мины и ракеты, а ложь.