Вдова мичмана с «Курска»: «Наш сын хотел стать моряком»
12 августа 2015 года исполняется 15 лет со дня трагедии подводной лодки «Курск». Елена Грязных, вдова мичмана, служившего на «Курске», узнала о катастрофе в день своего рождения. Тогда девушке было всего 22 года, а сыну молодых супругов Вадиму — пять месяцев. Сейчас мальчику уже пятнадцать лет. «Наш сын — точная копия Серёжи, — рассказывает Елена. — Кроме внешнего сходства, у него такой же характер, привычки, движения. Конечно, Вадим не помнит своего отца, но он знает, что его папа герой, любит его и гордится им».
«Это была любовь с первого взгляда»
Елена и Сергей познакомились 23 февраля 1997 года в посёлке Видяево Мурманской области, когда им было по 19 лет. Судьбоносная встреча произошла в гостях у двоюродного брата Елены — он служил вместе с Сергеем, и когда молодым людям дали увольнительную, пригласил товарища к себе домой. «Я даже не могу сказать, чем мы тогда привлекли друг друга, — говорит Елена. — Это была любовь с первого взгляда». С тех пор влюблённые были вместе и через год поженились. Ещё через полтора года у пары родился сын Вадим. Сергей был окрылён своим счастьем: по несколько раз в день он навещал в роддоме жену и сына, беспокоился об их здоровье и с нетерпением ждал выписки.
Через несколько месяцев, в июне 2000 года, молодой мичман Сергей Грязных окончил школу техников Северного флота. На следующий день после выпускного он должен был уехать на контрактную службу в Западную Лицу — базу Северного флота в России. Получить собственное жильё там было непросто и, прежде чем перевезти с собой семью, Сергею предстояло долгое время прожить в Западной Лице одному. Молодой отец не хотел оставлять жену и маленького сына. Он узнал, что в Северодвинске на ремонте стоит атомная подводная лодка «Курск», и решил записаться туда, чтобы проводить побольше времени с семьёй. На «Курск» Сергея приняли техником вычислительной группы. Вместе с Сергеем Грязных на «Курск» пришли его лучшие друзья — Яков Самоваров, который был свидетелем на свадьбе Сергея и Елены, Алексей Баланов и Владимир Шаблатов.
«Узнала о гибели "Курска" первой»
10 августа 2000 года «Курск» вышел на учебную задачу. 12 августа у Елены был день рождения, но праздновать девушка собиралась на следующий день: в ночь с 12-го на 13-е число Сергей должен был вернуться с учений, и тогда семья Грязных смогла бы отметить праздник в полном составе. В день рождения к Елене пришла подруга Татьяна — жена мичмана Константина Козырева, тоже служившего на «Курске». Когда-то девушек познакомили их мужья, и с тех пор Лена и Таня стали лучшими подругами. Татьяна стала крёстной маленького Вадима, а Елена — крёстной дочки Козыревых.
Вечером девушки вышли на балкон и стали дожидаться мужей. Под окнами дома собирался экипаж. Один из служащих отстал от своих. Девушки поинтересовались у него, приезжал ли автобус с военными. «Уже уехал», — ответил тот. «Мы спросили, вернулся ли "Курск", а он нам сказал, что "Курск" не вышел на связь, — вспоминает Елена. — Получается, мы первыми узнали, что с "Курском" что-то не то. Сергей погиб в день моего рождения».
Елена, как и все родные подводников, до последнего верила в лучшее. Чуду не суждено было произойти. Весь экипаж «Курска» в составе 125 человек погиб. 22-летняя Елена Грязных стала вдовой с пятимесячным сыном на руках. Елена так и не смогла собраться с духом, чтобы позже рассказать сыну о страшной трагедии. «Как-то так получилось, что он узнал обо всём сам, — говорит Елена. — Уже когда ему было два года и у него спрашивали, где папа, сын отвечал: "На небе"».
В Петербург — без Сергея
Вскоре власти дали семье Грязных квартиру в Санкт-Петербурге, и Елена с маленьким сыном переехала в Северную столицу. «Мы с Серёжей всегда мечтали, что переедем жить в Петербург, когда он выйдет на пенсию, — рассказывает Елена. — Мы уже квартиры смотрели, прикидывали, сколько денег понадобится. Судьба так распорядилась, что мы с сыном переехали в Питер уже без Сережи». Смена обстановки не помогла Елене забыться: после гибели мужа девушка не могла прийти в себя несколько лет. Поддерживали родители и подруги по несчастью — вдовы других подводников с «Курска».
Елена понимала, что ради своего сына она должна держаться и жить дальше. Через несколько лет после трагедии девушка смогла вновь обрести личное счастье: сейчас у Елены и её гражданского мужа подрастает девятилетний сын. «Мой гражданский муж всё понимает и с уважением относится к памяти Сергея, — говорит Елена. — Он тоже вместе со мной ходит на кладбище, на могилу Сергея, помогает, если надо что-то сделать на кладбище, покрасить».
«Сын — точная копия Серёжи»
Вадиму, сыну Сергея и Елены, уже пятнадцать лет. Он не помнит своего папу, но гордится им и знает всё о гибели «Курска». Раньше мальчик хотел пойти по стопам своего отца и стать моряком, но потом выбрал более безопасную профессию: сейчас Вадим мечтает стать программистом. «Вадим — точная копия Сергея, — рассказывает Елена. — Серёжа продолжает жить в своём сыне».
Елена до сих пор дружит с Татьяной Козыревой, которая сейчас тоже живёт в Петербурге, и с родителями Сергея в Мурманской области. Каждое лето Елена и Вадим ездят к ним в гости. «Сергей был их единственным сыном, — рассказывает Елена. — Мы вместе пережили это горе. Для меня они как вторые родители, у нас до сих пор прекрасные отношения».
Сейчас Елена Грязных гостит у своей сестры в Брянске. После возвращения в Петербург сразу же пойдёт на Серафимовское кладбище — на могилу Сергея. А свой день рождения Елена с 2000 года не празднует — только в других числах собирает самых близких. «Мой день рождения — не праздник для меня, — объясняет Елена. — Ведь в этот день я потеряла любимого человека».