Смог над Красноярском, или откуда берется режим НМУ
Давайте разберёмся, что же такое режим НМУ и когда он вводится.
Режим НМУ (неблагоприятных метеоусловий), его еще называют режимом «черного неба», сам по себе никак не связан с деятельностью, скажем, промышленных предприятий или с любой другой жизнедеятельностью. Его вводят из-за погодных условий, когда отсутствует ветер, но именно это обстоятельство затрудняет рассеивание выбросов, и они оседают на город, в нашем случае с населением более миллиона человек.
Отметим, что в 2025 году количество дней НМУ уменьшилось почти вдвое по сравнению с 2024 годом, при том, что крупные производства работали в штатном режиме. Зато в начале 2026 года при сильных морозах количество дней НМУ резко выросло.
Одним из главных загрязнителей приземного слоя атмосферы, который и влияет на человека, экологи и общественники называют частный сектор Красноярска и домовладения, расположенные вблизи мегаполиса. Если выбросы крупных предприятий жестко контролируют все надзорные органы, то выбросы частного сектора не контролирует никто.
По данным общественного эколога Павла Гудовского, за 10 дней лютых морозов Красноярск сжёг 28 000 тонн угля — это на 40% больше, чем за аналогичный период 2025 года.
«В период НМУ и морозы до –30...–40°C частный сектор топил печи на полную — за 10 дней в атмосферу ушло сотни тонн PM2.5 (пыль в лёгкие), SO₂ (сернистый газ), CO (угарный газ), бенз(а)пирен (мощный канцероген), формальдегид (раздражает глаза/дыхание) и тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк из угля).
Всё это при безветрии висит над городом. Это прямая угроза детям, пенсионерам и астматикам. Красноярску нужны оперативные и реально эффективные решения по избавлению частного сектора от угольного отопления!» — подчеркивает эколог.
Кстати, одним из примеров безветрия в сочетании с угольными и другими выбросами, унесшего жизни более 4 тысяч человек, стал Великий смог в Лондоне. Ровно 70 лет назад город попал в плотное кольцо загрязнений от угольных станций, автомобильных выхлопов и пыли. Пять дней безветренной погоды не давали рассеяться веществам, накапливаясь в атмосфере, что привело к массовой гибели людей от легочных и респираторных заболеваний.
Спустя время в стране был принят закон «О чистом воздухе», который ввёл прямой запрет на чёрный дым из печных труб. Топка углём в Лондоне оказалась вне закона.
Напомним, в самом Красноярске за счет федеральных средств на альтернативные источники энергии переведено около 3 тысяч домов из 14 тысяч, остальные до сих пор топятся углем. Добавьте сюда окрестности: Солонцы, Березовка и Емельяново, которые также «коптят» воздух по максимуму, взяв краевую столицу в плотное кольцо. Именно поэтому город в морозы оказался окутан смогом, а жители стали сильнее ощущать запах угля и неприятный привкус во рту.
Хотя замена старых угольных печей на электроотопление в частных домах даёт заметные экологические эффекты. Перевод 640 домов на электроотопление привел к сокращению выбросов на 2 тысячи тонн, что, однако, не решает проблему полностью. В Красноярске все еще остаются тысячи домов, использующих уголь для отопления.
Единственным выходом экологи, да и простые горожане, считают газификацию региона, но пока мечты о чистом воздухе откладываются на неопределенное время. Несмотря на поручение президента, пока дальше разговоров дело не продвинулось: ранее обещали протянуть трубу из Томской области, теперь вновь заговорили о «Силе Сибири 2», но там тоже не стоит ждать быстрых результатов.
«Газ — это круче всего. Электричеством топиться с учетом тарифов очень дорого. Плюс сети просто не выдержат нагрузки, будут гореть. Газ, нужен газ, тогда с экологией все будет в порядке. Видимо, кому-то Красноярский край газифицировать невыгодно, пострадают угледобытчики, потому ничего и не делают, а только говорят».
«У нас деньги вылетают в трубу. Мы миллиарды тратим на экологию, а эффекта нет. Лучше бы потратили эти деньги на газификацию и разом решили проблему».
«Если на небе загораются звезды — значит, это кому-то нужно. Так и тут: раз нет до сих пор газа — значит, это кому-то выгодно. Это мое мнение. Дышите, люди, «печками».
«Мы живем рядом с частным сектором, в морозы это был ад, поверьте. Смог висит, вдохнуть невозможно», — делятся мнениями красноярцы с корреспондентом «Запад24».
В рамках федерального проекта «Чистый воздух» уже потрачены миллиарды рублей, однако по-прежнему ситуация с экологией выглядит не очень-то радужно.
По федеральной программе уже до конца 2026 года совокупный объем выбросов должен быть снижен не менее чем на 20%. Но сегодня на самом деле есть большие сомнения, что этот показатель будет достигнут.