Как «разговорить» камни
Кто мог знать десятки лет назад, когда девочка проходила мимо разрушенного храма, что спустя время ей, уже преподавательнице приходской воскресной школы, удастся буквально по крупицам, кирпичикам, листикам и фотокарточкам воссоздать вместе с учениками и единомышленниками историю этой, казалось, навсегда погрузившейся в болото человеческого забвения сельской церкви… Однако подобная кропотливая работа по-настоящему оживляет нашу память и дарит нечаянные радости малых и больших открытий. Какие действия потребовалось предпринять в исследовательской работе, и чему этот пример может научить тех, кто хочет выяснить историю порушенных святынь своего края?
Как известно, все мы родом из детства. Действительно, детство – это удивительная пора. Это время, когда закладываются основные жизненные ориентиры, которые в последствии будут помогать взрослому человеку осуществлять выбор и принимать решения. Иногда светлые воспоминания из нашего детства, как тихое эхо, могут возвращать нас в безмятежное, открытое и абсолютно искреннее состояние души. Именно поэтому так важно не пропустить ребенка и так важно успеть передать ему то, что, возможно, впоследствии всколыхнет в нем те самые правильные искренние чувства, которые помогут ему жить христианской жизнью, наполненной самими добрыми смыслами. История нашей исследовательской работы – в чем-то именно об этом.
Проезжая по дороге, которая идет через деревню Ольшево, нельзя не заметить один особый объект – остатки храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Груда сцементированного кирпича – это все, что осталось от былого величия прекрасного архитектурного строения.
Когда я сама была маленькой девочкой, мне доводилось часто бывать там, потому что рядом с этим необычным местом проживали мои тетя и дядя. Через прихрамовое кладбище пролегала тропка, по которой мы с папой ехали на велосипеде каждый раз, когда посещали наших родственников. Я видела могилки по обе стороны от тропинки, накренившиеся кресты. И однажды я спросила: «Папа, а кто здесь похоронен?» На что папа ответил: «Кажуць, нейкi бацюшка…» (Кажется, какой-то батюшка) – «А что за камень?» – «Тут была царква» (Тут был храм). И все. Ни имени, ни истории. А в детской голове сразу поселилось абсолютно искреннее непонимание: неужели так бывает?
Я с этим вопросом выросла. Стала певчей храма преподобного серафима Саровского в Белоозерске, чуть позже – преподавателем воскресной школы. И к этому вопросу вернулась. Однажды, на Радоницу, когда мы с молитвой объехали все кладбища и возвращались домой, а мимо Ольшевского кладбища просто проехали. И тогда в голове как-то само собой пронеслось: «Там же батюшка, а мы едем мимо…»
Наверное, этот момент стал отправной точкой: было решено попробовать восстановить историю храма и все-таки выяснить, что же за батюшка похоронен на этом старом заброшенном кладбище. Своей идеей я поделилась с воспитанниками нашей воскресной школы. Они с воодушевлением поддержали ее, и так начался наш исследовательский путь.
Юные исследователи
В итоге была оформлена исследовательская работа под названием «Воссоздание истории разрушенного храма в д. Ольшево Березовского района как способ восполнения исторических пробелов и сохранения духовного и культурно-исторического наследия родного края». Изначально мы решили изучить источники сети интернет с целью установить известные факты об Ольшевской церкви.
Выяснилось, что в 1809 году граф Пусловский построил там костел в честь святого Войцеха. Храм был фамильным местом молитв, где также находилась и усыпальница графов Пусловских.
Но в 1866 году началась его история как православного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Предпосылкой тому послужили итоги восстания 1863 года, после которого католические и униатские храмы передавались Православной Церкви. Как православный храм Успенская церковь просуществовала почти сто лет, однако она был разрушена в середине 60-х годов XX столетия. Сейчас уже известен и точный год – 1965-й.
Сохранилось единственное фото строения, датированное 30-ми годами XX века. И всё. Казалось, что имена, события, факты – вся история этого уникального храма безвозвратно исчезает.
Фото 1937 года
В начале исследовательского пути казалось, что дальнейший поиск, а тем более получение каких-то новых сведений о разрушенном деревенском храме, практически невозможен. Но наша поисковая деятельность в итоге привела к обнаружению ряда артефактов – предметов, ранее принадлежавших храму. Певчая храма во имя преподобного Серафима Саровского в Белоозерске Валентина Вашкевич очень помогла нашему поиску, предоставив приходно-расходную книгу из Ольшевской церкви, датированную 1937 и 1938 годами. Оказывается, дедушка Валентины служил певчим в этом храме, и книга каким-то образом осталась у него.
Приходно-расходная книга Успенского храма деревни Ольшево 1937-1938 гг.
Вскоре после обнаружения приходно-расходной книги в наши руки попадает еще один артефакт – алтарный подсвечник, найденный на приусадебном участке рядом с территорией храма, во время полевых работ. Павел Антонович Мурин, хозяин участка, очень просто объясняет историю этой находки. Дело в том, что непосредственно перед взрывом храма, оставшаяся в нем нехитрая церковная утварь переносилась в плебанию (приходской дом – прим.). Во время этой операции подсвечник просто выпал и остался лежать в земле.
Итак, имея в руках церковный подсвечник и приходно-расходную книгу, мы стали планировать свои дальнейшие действия. Особое внимание привлекла самая первая запись в этой книге: «На 14 апреля 1937 года по смерти настоятеля Ольшевской Церкви Митрофорнаго Протоиерея о. Иллариона Кадлубовского осталось наличными деньгами 40 з. 45 гр.» Таким образом, мы получили имя настоятеля храма периода 30-х годов XX столетия: Илларион Кадлубовский.
Первая запись Приходно-расходной книги 1937 года
Узнав имя священника, мы стали просматривать странички в сети интернет в поисках ниточек, связей, информации. Поисковик выбросил нас на страничку radzima.org, где мы и познакомились с прямым потомком (а именно праправнуком) отца Иллариона – Михаилом Ворожцовым.
Михаил Леонидович Ворожцов сейчас проживает в Москве. Он оказался очень неравнодушным человеком. На протяжении нескольких лет собирал архивные материалы, накапливая факты из жизни настоятеля Успенского храма – отца Иллариона Кадлубовского. Михаил Леонидович предоставил нам многие документы, которые позволили восстановить ход жизни настоятеля храма, а вслед за ним и многие факты о самом храме.
Много информации об отце Илларионе можно почерпнуть из статьи в газете «Воскресное чтение» за 1931 год, повествующей о праздновании 65-летия пастырского служения о. Иллариона. Бесценными находками, обнаруженными в ходе исследования, являются фотографии, на которых изображены батюшка и его семья.
Итак, что же нам удалось выяснить о священнике, который прослужил на приходе Ольшевской церкви 71 год – с момента рукоположения в ней до своей смерти в 1937 году? Илларион Иванович походил из династии священников, служивших на протяжении нескольких поколений в Свято-Троицком храме деревни Бездеж (ныне это агрогородок в Дрогичинском районе Брестской области Республики Беларусь – прим.). В 1865-м Илларион Иванович Кадлубовский окончил Литовскую духовную семинарию в Вильно и 27 июля 1866 года был рукоположен во священника в Ольшевской церкви. В 1896 году был назначен Коссовским благочинным и нес свое служение в данной должности шестнадцать лет. Отец Илларион был награжден всеми знаками отличия, доступными для сельского священника того времени.
И теперь кажется необъяснимым, как имя такого священника могло быть забыто. Ведь и у нас на начало нашего исследования не было никакой информации, кроме простого знания того, что где-то рядом с местом, где прежде возвышался храм, был похоронен какой-то батюшка.
Отец Илларион Кадлубовский с семьей
В том, что о. Илларион был удивительный батюшка, мы не переставали убеждаться с каждой новой находкой нашего исследования. Период с 1921 по 1939 год был особенно неоднозначным и тяжелым в истории Православной Церкви на этих землях. Именно данный период повлек за собой такое явление, как «ревендикция», то есть процесс, в ходе которого православные храмы, основанные в строениях бывших костелов или униатских церквей, передавались Католической церкви. Ревендикции подлежал и Ольшевский храм. Но отец Илларион не побоялся выступить в его защиту. Написав рапорт, он отстоял Ольшевскую церковь и сохранил ее как православный храм. Копия рукописи рапорта была также предоставлена М.Л. Ворожцовым.
Чтение рукописи было особой радостью для нас. Всплывали картины жизни, которой жили наши предки сто лет назад. Прояснились многие исторические вопросы.
После знакомства с Михаилом Ворожцовым мы захотели помочь ему отыскать могилу его прапрадедушки. Но поиски могилы представляли определенную сложность, ведь с течением времени кладбище стало заброшенным, заросшим.
Наша исследовательская деятельность не осталась незамеченной. Появился круг ребят, заинтересованных в поиске новых фактов и артефактов. В итоге сформировался небольшой поисковый отряд. И в мае 2022 года мы направились в деревню Ольшево с целью найти могилу отца Иллариона на прихрамовом кладбище. Поиски проходили сложно: кладбище очень сильно заросло. Многие могилы разрушены. Мы было совсем утратили надежду.
И буквально в последний момент мы обнаружили фрагмент памятника, который привлек наше внимание. Сначала было высказано предположение, что это отломанное основание креста, которое просто валяется на земле. Но позже, убрав слой пожухлой листвы, прощупав грунт, мы поняли, что имеем дело с основанием памятника, установленного у места захоронения. Однако верх надгробия, а вместе с ним и надпись, оказались безнадежно разрушены и навеки утрачены. К сожалению, окончательно убедиться в том, что надгробие принадлежит месту захоронения отца Иллариона, нам так и не удалось.
Фрагмент надгробия, обнаруженный на прихрамовом кладбище в д. Ольшево
Но основания полагать, что перед нами могила отца Иллариона, остаются. В агрогородке Бездеж есть аналогичный памятник – он установлен у могилы умершего в 1934 году отца Александра Кадлубовского, брата отца Иллариона. Период захоронения братьев один и тот же, стилистика памятников схожа. Также доказательством того, что найденные нами в Ольшево остатки надгробного памятника относятся к довоенному периоду, является голубоватый оттенок бетона, из которого он сделан. Дело в том, что технология изготовления бетона до Второй мировой войны была такова, что в итоге получалось изделие характерного голубоватого цвета. Этот вопрос мы выяснили у опытного строителя.
Памятник на могиле о. Александра Кадлубовского в д. Бездеж, 1934 г.
В ходе исследования нам также стало известно, якобы в храме Святой Живоначальной Троицы в агрогородке Пески можно увидеть Царские врата из Ольшевской церкви. Необходимо было выяснить, действительно ли это так.
Храм Святой Живоначальной Троицы в Песках.
Дата постройки – 1827 год
Мы связались с настоятелем храма отцом Владимиром Глушаком, который нам показал эти самые врата и даже несколько икон, которые с большой вероятностью также принадлежали храму в деревне Ольшево.
С отцом Владимиром у Царских врат Ольшевской церкви
Это, например, образ «Коронация Пресвятой Богородицы». Данная икона не соответствует канонам православной иконописи. И кивот, который обрамлял данную икону, также по своему строению и декору более соответствует традициям католической церкви.
Икона «Коронация Пресвятой Богородицы»
и ее кивот ранее принадлежали Ольшевской церкви
Во время визита в Песковскую церковь мы также приехали не с пустыми руками. Павел Антонович Мурин передал нам вместе с подсвечником старую фотографию, на которой изображен священник Валериан Шеметило. Жители агрогородка Пески до сих пор хранят светлую и добрую память об этом своем священнике. Но, пожалуй, сейчас мало кому известно, что фактически до разрушения храма отец Валериан был настоятелем Ольшевской церкви.
Фото, которое мы получили от Павла Антоновича, уже старенькое и очень маленькое, и мы решили его отсканировать. И вот, отсканировав и увеличив его, мы делаем еще одно открытие: на фото отец Валериан запечатлен на фоне алтаря у раскрытых Царских врат – и это те самые врата, которые нам показал отец Владимир в Свято-Троицком храме. Получается, на фотографии – вид на алтарь Ольшевской церкви. Таким образом, мы получили единственное фото, которое изображает внутреннее убранство разрушенного храма. И эта находка и это открытие были особенно ценными в конце нашего исследовательского пути.
Отец Валериан Шеметило, настоятель Песковской церкви до конца 1980-х гг.
Павел Антонович Мурин и Валентина Николаевна Вашкевич передали храму преподобного Серафима Саровского в Белоозерске находящиеся ранее у них на хранении ценности: алтарный подсвечник, приходно-расходную книгу и фото отца Валериана Шеметило у Царских врат Успенского храма села Ольшево. Нами были переданы музею храма копии документов, предоставленные Михаилом Леонидовичем Ворожцовым.
Все найденные предметы составили в итоге экспозицию музея храма преподобного Серафима Саровского – его открытие состоялось в октябре 2023 года. Экспозиция, посвященная Ольшевскому храму, открывает каждую экскурсию, которая проводится в музее. И это очень символично: с одной стороны, она говорит о том, насколько важно хранить и беречь историю. А с другой стороны, Ольшевский приход и есть историческое прошлое нашего храма, ведь все деревни, составляющие на сегодняшний день приход нашего храма, сто лет тому назад являлись частью Ольшевского прихода.
Передача обнаруженных артефактов и документов
Серафимовскому храму в г. Белоозерске
Вспоминая мнения скептиков, мы можем сказать лишь, что, несмотря на все сомнения, цель нашего исследования была достигнута. Оказалось, даже камень в виде сцементированной груды старого кирпича может о многом рассказать. Несмотря на свою трагическую историю, остатки Успенского храма все еще могут раскрыть удивительные картины нашего богатого исторического прошлого. Они, как и прежде, хранят в себе великую духовную силу.
К сожалению, мы не можем заново отстроить Успенский храм. И вряд ли удастся найти когда-либо могилу отца Иллариона Кадлубовского. Но теперь мы многое можем рассказать, мы многое можем показать, и мы многое можем объяснить. И уже на Радоницу 2023 года года священники храма преподобного Серафима Саровского в Белоозерске – настоятель иерей Алексий Олехнович и клирик храма иерей Александр Полоско – отслужили литию на прихрамовом Ольшевском кладбище.
Музейная экспозиция храма преподобного Серафима Саровского
Жизнь неоднозначна. Случаются потери и утраты. Но каждая потеря – это урок для всех нас, это возможность переосмыслить ошибки исторического прошлого, чтобы вновь их не повторять. И воссозданная история Ольшевской церкви – еще одно тому подтверждение. Необходимо видеть, знать и почитать духовную, культурную и историческую ценность храма. И в конечном итоге все мы должны понимать одно: миссия каждого последующего поколения – сохранять, беречь и ценить духовное и культурно-историческое наследие родного края, не разрушая, а созидая и непременно преумножая его.
Т.А. Ковалевская,
педагог воскресной школы Серафимовского храма
в г. Белоозерске
Публикация сайта Брестской епархии