Что будет с дорогами в России
Стране всегда крайне не хватало нормальных автодорог. Качественных, широких и быстрых, проложенных между пунктами А, Б, В и далее — по регионам. Благо сеть магистралей растет и меняется все интенсивнее. Автомобильный журналист Александр Катаев задается вопросом: какой она будет в обозримой перспективе?
В начале 1980-х ребенком я путешествовал с родителями на машине. Каждый год и далеко. Копил разный дорожный опыт. Помню, насколько впечатляла Минская трасса — из неведомых чужих краев ехали иностранные автобусы, грузовики и легковые. Вечерами они собирались у мотеля возле Смоленска яркой выставкой западных достижений. Прочие шоссе по загадочным причинам сильно уступали образцовому международному: блеклые, неухоженные, неровные.
Километраж советских автодорог казался мне бесконечным. Листая туристический атлас с этими забытыми сейчас названиями — Горький, Куйбышев, Орджоникидзе, я видел хитроумные сплетения линий. И был совершенно уверен: по всей стране с развитым народным хозяйством уже не осталось труднодоступных для семейной машины обжитых мест. А если они существуют, значит, туда никому и не нужно.
Теперь знаю, что к 1980 году только 64% наших дорог имели хотя бы твердое покрытие. Обычно в плохом или донельзя плохом состоянии. Рабочие латали совсем уж разбитые участки, но и те — чересчур долго. Планировка и протяженность трасс не отвечали актуальным нуждам регионов. Многие тысячи населенных пунктов, как и до революции, обходились ямистыми колейными выездами. Скоростные магистрали считались зарубежной фантастикой.
Помню и никудышную пропускную способность дорог. Строители перестали успевать за ростом автопарка в конце 70-х, когда набрал производственную силу завод ВАЗ. А после лавинной прибавки машин в 90-х опаздывали уже катастрофически. Прошли нулевые, а на пути к Санкт-Петербургу я по-прежнему регулярно стоял в глухой пробке через весь Вышний Волочёк.
Раскатывая асфальт
И вот наблюдаем смену эпох. За 2013–2017 годы в России ввели в эксплуатацию 2000 км основных государственных автодорог — по расстоянию это как от Москвы до Баку или до Франкфурта. Починили 45 000 км — на 5000 больше, чем длина экватора.
Очень важным оказался 2010 год, разделивший историю автомагистралей России на до и после. Стартовала крупнейшая на тот момент транспортная стройка — от Москвы к Санкт-Петербургу потянули скоростную М11 «Нева». Сегодня к открытым 642 км остается добавить лишь объезд Твери.
Дальше — больше новых километров. Бульдозеры, укладчики и катки будто с цепи сорвались, продвигаются безудержно. Самый масштабный проект — строительство трассы М12 «Восток» от Москвы через Казань и Екатеринбург к Тюмени. На том, вероятно, она не закончится, достигнет Новосибирска. И других планов тоже громадье, с прицелом на 2035 год.
Меня приятно удивляет, что изменилась к лучшему вся концепция планирования. Советский принцип чертить радиальные линии из центра «куда дойдут», надеемся, окончательно в прошлом. В работе — спасительные для южных и восточных областей проекты Санкт-Петербург — Ростов-на-Дону, Дербент — Нальчик, Самара — Оренбург, Владивосток — Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. И давно необходимое спрямление Джубга — Сочи. Ужель и впрямь появится альтернатива знаменитому медленному серпантину?
Одно условие: колесить по новейшему великолепию даром не получится.
Передаем за проезд
Идею платных дорог водители поначалу приняли в штыки. Ровно так же с развалом СССР люди возмущались появлением платной медицины и образования. Потом — парковок. Но привыкли, обнаружили плюсы. С дорогами «хорошо дешево не бывает» нигде. Зато всегда ясно, за что отдаешь свои кровные.
Платные участки предлагают высокий уровень покрытия и безопасности, обеспечивают свободное движение в обход населенных пунктов. Специально уменьшено число развязок. Отсутствуют светофоры и переезды. Итого, выше средняя скорость. Платные дороги задуманы в первую очередь не для разгрузки старых, а для экономии самого ценного — времени. У меня его почему-то всегда мало, готов купить дополнительное.
Выгода получается весьма приличная. Например, согласно планам, транзит от Белоруссии до Казахстана обещают сократить на девять часов, а от Урала до Черноморского побережья — на одиннадцать. Впечатляюще. При этом сами отрезки сдаются такими активными темпами, что иногда опережают график возведения сопутствующих многофункциональных зон с заправками, кафе и зонами отдыха. Впрочем, «потерпите, все будет».
Чем шире география таких магистралей, тем удобнее должны становиться безбарьерные способы оплаты. Как вариант, от себя могу предложить «общероссийские» наклейки на лобовые стекла, по европейским образцам. В любом случае, езда за деньги совершенно оправданна.
Минус электрификация
Одновременно в России воплощается электромобильная программа. Через пять лет 10% произведенных здесь автомашин должны быть с электрическими силовыми установками. К тому времени планируется построить внушительную сеть зарядных станций. А вдоль новых трасс? Думаю, вряд ли.
Электромобиль полезен в городах, там он перемещается с частыми замедлениями и зарядкой батареи рекуперацией при торможении. Режим шоссейного движения, напротив, максимально расточительный. Использовать модели с чистой электротягой на междугородних дистанциях неэффективно.
Да и вообще электротяга под вопросом. Лично я, оставаясь убежденным консерватором, тихо радуюсь: насильственной тотальной электрификации автомобилей грозит короткое замыкание из-за равнодушия покупателей к дорогим «электричкам». Надо же. Кто бы мог подумать.
Пока большинство автомобилей традиционно на бензине и солярке — были бы длиннее современные автострады, которые объединяют части страны и делают транспортную систему цельной. Экономическая ситуация, конечно, может внезапно повернуться любым боком. И все-таки предлагаю верить в лучшее. Как еще выезжать из кризиса, если не по новым дорогам?
Автор: Александр Катаев
105-й номер «Сноба» продается в интернет-магазинах Ozon и Wildberries, а также в «Азбуке вкуса», «Глобус Гурмэ», Spar и других сетях. Полистать журнал или забрать с собой можно на Хлебозаводе, в Sartoria Lamberti, Палатах Толстого и арт-магазине CUBE.